О знании и кинематографе

Sep 01, 2016 12:00

Уважаемые коллеги, учащиеся и все, кто жаждет знаний!
Поздравляю нас с соответствующим праздником!


Пусть жабовод большой и малый не перестаёт расти профессионально, а жабёнок прыткий и пытливый подаваемое знание усердно принимает и обращает себе на пользу.

Для любопытных под катом мои впечатления о нескольких виденных мной фильмах про учителей, образование, воспитание и школу, в том числе жизни.

"Доживём до понедельника"
Для меня это классика и основа. "Что такое хорошо и что такое плохо" на взрослый лад. Да и на подростковый тоже. Здесь про людей, некоторые из которых учителя, а другие - ученики. Я бы это школьникам показывала в обязательном порядке. Наверняка у многих в культурном коде есть цитаты из этого фильма: "Счастье - это когда тебя понимают" и "Не ложьте зеркало в парту!" И конечно же, несравненное мастерство Вячеслава Тихонова. Фильм был снят тогда, когда многих из нас ещё не было на свете, но, за вычетом мелких деталей, основной посыл будет актуален, надеюсь, ещё долго. И есть там один момент, который тревожит меня как преподавателя, касающийся взаимодействия семьи и школы. Сейчас ситуация несколько улучшилась, но как пить дать не везде.

"Человек эпохи Возрождения"
Типичная история успеха, кусочек американской мечты. Нетипичный учитель приходит в трудный класс, завоёвывает авторитет, ура-ура, все довольны. Такого голливудского добра было бы везде навалом, но Дэнни де Вито в главной роли - это сильный аргумент. И обстановка, в которую помещено действие фильма, куда как нетипична. Мне понравилось. На языке оригинала хорошо идёт.

"Господин Лазар"
Тоже про не совсем обычного учителя, но не в смысле инноваторских взглядов на образование, а применительно к анализу неких событий, составляющих завязку сюжета. В этом фильме показана одна из крайностей школьного распорядка, при этом не просто дурацкая - ужасная. Вот до чего доводит мифическая борьба за мифические права человека. Картине, на мой взгляд, не хватает немного связности повествования, и она пресновата, однако ряд аспектов школьной жизни отражены интересно.

"Общество мёртвых поэтов"
Это уже почти классика. Прогрессивный учитель против косной системы. Про то, как люди не боятся и чем они за это платят. А надо ли так делать, каждый решает для себя сам. И заодно про нереализованные амбиции родителей, которые черт-те куда заводят их же собственных потомков.

"Учитель года"
Учителя тоже люди. У нас как у учителей и людей есть свои слабые и сильные стороны, и они могут меняться, изменяться, появляться или пропадать. И хорошо, когда мы помогаем друг другу и принимаем эту помощь. А самое главное - от этого лучше нашим ученикам. Этот фильм оказался для меня очень личным. У меня есть ответ на вопрос, почему я считаю, что предназначена быть учителем, но не работаю в системе народного образования, и при каких условиях я бы снова пошла туда работать. Когда я посмотрела кино, я задала себе ещё несколько вопросов, связанных с моим геометрическим местом в педагогическом пространстве.

"Класс"
Не зацепило. Обычная школьная жизнь в современной Франции, без начала и конца. Разве только кому-то пригодится в оригинале посмотреть ради языка.

"Заплати другому"
Про то, что некоторые вещи делать обязательно, даже если кажется, что толку нет, а некоторых делать нельзя и другим нельзя позволять их с тобой делать.

"Начальная школа"
Интересно, что этот чешский фильм снят после бархатной революции, но отражает период сразу после Второй мировой, когда чехи и русские были лучшие друзья. Тогдашним детям были нужны особые учителя. Особыми они могли быть по-разному, и тут один такой пример.

"Триумф: история Рона Кларка
Ещё одна история успеха. Про то, что у хорошего учителя всё получается, даже если это сложно. Вопрос в том, сколько надо пахать, чтобы стать таким успешным учителем, каким главный герой позиционизуется на момент начала фильма. И ещё про то, как не лениться работать не только с трудными детьми, но и с их родителями. У нас сейчас это огромная проблема, не каждый родитель непредвзято пойдет на контакт. На мой вкус, чуть идеалистично, но недурно совсем.

"Педагогическая поэма"
Если выкинуть из фильма свю советсткую идеологию и оставитьтолько про методы воспитания, то это сразу понятно, почему Макаренко один из величайших деятелей в истории педагогики. Очень было бы такое пользительно для современных деток-белоручек и их родителят того же пошиба.

Капитан Фантастик
Про то, что бывает, если задачу образования и воспитания детей берёт на себя родитель в отрыве от школьной системы образования. А случиться может настолько разное, что встаёт вопрос, надо ли плоды родительских усилий на педагогическом поприще корректировать или героизмом отцов учителей восхищаться. Кино настолько неоднозначное, что посмотрите лучше сами.

"Вторая жизнь Уве"
Это единственная картина, содержащая упоминание об авторитетном педагоге - женщине, но фокус направлен не на то. Тут про выход из трудной жизненной ситуации, который человек может найти только при условии огромной веры в него других несмотря ни на что. Очень сильный фильм. Надо смотреть.

"Песня для изгоя"
Для нуждающихся в этой ремарке: фильм снят несколькими европейскими странами совместно, в том числе Ирландией. Жёстко показана система воспитания и педагогического мышления в период начала Второй мировой.Без инакомыслящего преподавателя, как водится, не обошлось. В фильме ярко отражена одна деталь уложения священства, которая вызывает у меня большущий вопрос, поскольку я уже встречалась с иллюстрацией именно такой последовательности "преступление - наказание" в литературе. Последствия ситуации в православной традиции совершенно другие, и я, будучи агностиком, считаю православный подход однозначно более логичным. С интересом обсудила бы этот пункт с понимающими людьми.

Нетрудно заметить, что главный герой любого из этих фильмов мужчина. Думаю, дискуссия про место женщины-учителя в литературе и кинематографе может завести очень далеко и нетривиальной тропой, и это не тема моего сегодняшнего сообщения.
Есть ещё фильмы про преподов, я посмотрела наиболее легкодоступные и для меня любопытные.

Я считаю своим профессиональным праздником именно день знаний. Мне он кажется более справедливым, чем день учителя (а то где ж день ученика?), всеобъемлющим, в хорошем смысле уравнивающим тех, кто с радостью учится невзирая на возраст. Так продолжим же в этом духе и далее. Всех благ.

Вечером у нас с любимым учеником занятие. У меня нет нелюбимых.

дикобразование, без культур - нет мультур!, жабята, улитение

Previous post Next post
Up