Недавно все блоги запестрели новостью о недавней находке в Джейрахском районе позолоченных рогов местными охотниками. Позолоченные рога, действительно, очень интересный и необычный артефакт, и, наверное, поэтому эта новость вызвала столько шума.
На самом деле эти рога были обнаружены прибитыми на высоте около 20 метров над пещерой, которую местные называют Кулой-хьаг1ар на Ц1ей -Лоаме еще пять лет назад местными охотниками.
Название этой пещеры - Кулой -хьаг1ар− можно понимать двояко: «Пещера на Кулой-Лоаме», либо «Пещера Колоя». Как известно, Колой- кант −это знаменитый ингушский богатырь, его персонаж очень часто встречается как и в Ингушском Нартском эпосе, так и в ингушских народных песнях Илли, его имя в простонародье носит одна из вершин на Ц1ей-Лоаме, куда собственно и поднимались наши охотники в поисках приключений. Согласно легенде, у Колоя высоко в горах была пещера, куда он каждую ночь загонял свою баранту и задвигал проход огромным камнем, который сдвинуть под силу было только ему.
"Он имел особенную страсть к овцам - и потому сделался пастухом. В это время у всех братьев было всего двадцать овец, и между ними был один козел, говоривший по-человечески и прозывавшийся по имени своего хозяина, т. е. Колой-кант".
Когда Колой-кант в первый раз отправился пасти своих овец, то заблудился и перешел через несколько гор. Двенадцать лет не было о нем ни слуха, ни духа. За это время стадо у Колой- канта увеличилось настолько, что овец нельзя было сосчитать, и если обозревать пространство, которое они занимали во время пастьбы, то невозможно было видеть конца стада. Всех овец Колой-кант загонял в огромную пещеру, имевшую вход наподобие ворот. Вместо дверей он приставлял плоский камень, который могли передвинуть только шестьдесят человек; он же сам одной рукой ставил его.» (И.А. Дахкильгов Ингушский нартский эпос.Магас-2012)
Рис.художник Г-М. Доурбеков. Эскиз. Колой- кант загоняет баранту в пещеру и закрывает проход камнем. Личный архив Доурбековой Р.И. с. Барсуки.
Подпись художника Г.-М. Доурбекава под эскизом.
Далее Сеска Солса вместе с 60-ю всадниками решает увести у него баранту, но, не в силах одолеть его, он подсылает к Колою свою сестру. Обманом связав Колоя, они угоняют его баранту, но освобожденный братьями Колой настигает их у р. Терек, которая образуется между ними, дабы не пролилась кровь. Колой вернул себе половину баранты, а остальную оставил Сеска-Солсе в качестве калыма за его сестру. «Прибыв в свой родной аул, Колой-кант пожелал испытать, сколько у него осталось силы после женитьбы. С этой целью он влез на вершину горы и поставил один на другой три камня громадной величины. С тех пор его никто не трогал и не покушался угнать его баранту» (И.А. Дахкильгов Ингушский нартский эпос.Магас-2012)
Примечательно, что недалеко от этой пещеры стоит колонна из трех огромных глыб установленных друг на друга, по преданию, самим Калоем. В доказательство того, что эти камни - не причуды природы, один из участников экспедиции рассказывает, что между этими тремя глыбами аккуратно размещены небольшие камешки в качестве подпорок.
Фото Цицкиева Т.
«По Ч. Ахриеву, «эти камни вместе составляют нечто вроде довольно высокой башни. Между вторым и третьим камнем находятся маленькие камни, вроде подпорок. Эти-то камни, служащие, по-видимому, подпорками, приводят горцев к убеждению, что они положены человеческой рукой». Вряд ли Ч. Ахриев сам видел эти камни. Их высота составляет порядка пяти метров»,- пишет И.А. Дахкильгов.
Вернемся к позолоченным турьим рогам. Как было сказано выше, у Колой- канта был козел, говоривший по-человечески, когда Сеска Солса с дружиной проник к нему в пещеру именно этот козел направился к ним и стал драться с ними, пока Колой спал, разбудив тем самым хозяина.
Позже, завязав героя Сеска-Солса, со своими всадниками зарезал любимца Колоя, а кость, которую попросил Колой для себя, помогла Колою позвать на помощь и броситься в погоню обидчикам. Поясняя этот текст, И.А. Дахкильгов пишет, что «Козлы-вожаки овечьих стад являются помощниками пастухов. Такие козлы «понимают» отдаваемые пастухом основные команды (остановить стадо, тронуться в путь...). Вожаков диких козлов (так называемых кавказских туров) некогда обожествляли. Их называли «ХьагIар-ерда», «Воачаби» (И.А. Дахкильгов Ингушский нартский эпос.Магас-2012)
(Здесь уместно вспомнить название пещеры «Кулой-хьаг1ар»)
По словам участников экспедиции, на вершине Кулой-Лоам, рядом с пещерой валялось огромное количество турьих рогов. В прошлом каждый охотник после удачной охоты приносил в качестве благодарности Богу турьи рога и копыта. Кулой-хьаг1ар была своего рода местом поклонения в прошлом.
Помимо вышеперечисленного, охотниками были найдены предметы материальной культуры и большое количество наконечников стрел.