Nov 30, 2009 19:13
Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе
Эриксимах соглашается с Павсанием в том, что Эрот совмещает в себе два противоположных начала, но добавляет к этому, что Эрот живет не только в душе человека, но и во всем сущем.
У тела, по словам Эриксимаха, два начала - здоровое и больное. Каждому их них соответствует свой Эрот. «Непохожее стремится к непохожему и любит его», - утверждает Эриксимах. Когда между этими двумя началами возникнет любовь, они соединятся, то есть станут созвучны. Значит, любовь двух противоположных начал, объединяющая их, - гармония.
Эриксимах упоминает в своей речи и о двух символах единства противоположностей у Гераклита - луке и лире. Но у Гераклита мысль об этом единстве выражена иначе: «Расходящееся согласуется с собою, оно есть возвращающаяся к себе гармония подобно тому, что наблюдается у лука и лиры». То есть одно начало разделяется на два противоположных, и гармония - созвучие этих двух начал.
Здесь уместно вспомнить и другого античного философа - Эмпедокла, который говорил, что основами космоса (а это не только Вселенная, но и порядок, то есть гармония) являются два начала - Любовь и Распря. Любовь соединяет разрозненные элементы, а Распря вновь разъединяет их.
Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности
Согласно этой речи, раньше существовали люди трех полов: мужчины, женщины и андрогины («мужеженщины»). Прежние люди были особенно сильными, так как совмещали в себе двух человек. Они даже пытались отвоевать власть у богов, и Зевс, чтобы умерить их дерзость, решил разделить их на две половины. Так появились обычные люди. Разделенные половины стремились соединиться, и в зависимости от того, частью какого прежнего существа они были, появились три вида любви: между мужчиной и женщиной, между двумя женщинами и между двумя мужчинами. Понимание любви в античности было совершенно иным (в отличие от современного), поэтому первый названный вид любви ассоциировался с распутством (не всегда, конечно), а последний считался наиболее духовным. Первый нужен, но лишь для продолжения рода. А последний есть «пристрастие к собственному подобию, стремление мужчины к мужественности». Такая любовь считалась естественной как соединение подобного с подобным (то есть опять же некая гармония, созвучие). Телесная любовь, любовь без души и тогда, как мы видим, не считалась подлинной, а духовная связь с женщиной, тем более не направленная на продолжение рода, едва ли мыслилась как возможная.
В заключение своей речи Аристофан делает вывод, что любовь есть жажда целостности, стремление к изначальному единству. Каждый ищет свой предмет любви, с которым бы ощущал внутреннее родство.
Речь Агафона: совершенства Эрота
«Эрот по природе своей ненавидит старость и обходит ее как можно дальше. Зато с молодыми он неразлучен, - недаром исстари говорят, что подобное стремиться к подобному».
Эрот - молодой бог, поэтому любовь - спутник молодости, презирающая старость. Он самый молодой из богов: потому боги сначала и не жили в мире, что Эрота еще не было.
Эрот нежен и прекрасен, поэтому поселяется лишь в мягких и прекрасных душах. Он гибок, вот почему ни приход, ни уход его незаметны для человека.
Он справедлив и рассудителен, так как обуздывает желания и страсти, которые все подчинены Эроту, потому что нет страсти сильнее его самого.
Эрот храбр, потому что побеждает самого сильного и храброго.
Эрот мудр, ведь он - поэт, он делает поэтами и других. «…Каждый, кого коснется Эрот, становится поэтом…»
Он вдыхает душу не только в поэзию, но и в любое искусство. Значит, вдохновение - любовь к творимому, благодаря которой творимое обретает душу.