Мы едем, едем, едем…Западная Сибирь не так живописна, как Дальний Восток и Восточная Сибирь. Новосибирская, Омская, Тюменская области скучноваты в этом смысле. Равнинные, часто заболоченные места.
Народ наш живёт трудно и бедно,
на небольших станциях промышленных городков это заметно до душевной боли. Выбегают к поездам и дети, упрашивая купить у них нехитрую снедь за такие копейки, что сердце сжимается. Иногда берёшь что-то не очень-то тебе и нужное, когда видишь эти несчастные глаза…
Чем ближе к Уралу - тем прохладнее и дождливее. Маленький отрывочек из моей записной книжки:
«08 июля. Сегодня проезжали Тюмень - дождь, холодно. Екатеринбург - прохладно, не более 17 градусов. Пермь - 18. А ведь перед этим два дня в Новосибирске - жара под 30, два дня на пляже на Обском море, вода - плюс 23 градуса!
От Новосибирска ехали с двумя попутчиками: Сергей - молодой бизнесмен и Володя - учёный из Перми. Мы допоздна азартно, до одури, спорили с Сергеем о российской жизни, о том, что вообще происходит сейчас в стране. Володя, свесившись со своей верхней полки, слушал очень заинтересованно, но вёл себя сдержанно, лишь иногда поддерживая меня редкими, но точными репликами. А мой сынок, пока не заснул, смотрел на грозы за окном. Молнии всё время сверкали. Я такого никогда не видела: в чёрной ночи ярчайшие, ветвистые молнии чуть ли не одновременно ударяли в линию горизонта. На следующий день сын спрашивает: «У вас сегодня вечером опять «К барьеру» будет?» Я засмеялась: «Нет, Сергей днём в Екатеринбурге выходит».
О, эти замечательные, эти славные и любезные вагонные попутчики! Помните, у Андрея Макаревича даже песня есть на эту тему, очень точная, на мой взгляд, по ощущению и по смыслу. Каждый раз зарекаюсь вступать в какие-то слишком уж задушевные разговоры, но… частенько не сдерживаю своё обещание. Как-то очень легко, само собой завязывается в поездах общение с незнакомыми людьми.
Восточное предгорье Урала - тоже весьма живописно. Я никогда не бывала в Швейцарии, но пейзажи, по-моему, ничем не уступают швейцарским по магической притягательности. В общем, этот край занимает почётное второе место в моём личном рейтинге красот Транссиба.
Чем западнее, чем ближе к Москве - тем больше «гоняют» на перронах людей, продающих домашнюю еду. На мой пристрастный взгляд, это совершенно неправильно. Вы, конечно, наговорите мне сейчас про случаи продажи пирожков непонятно из чего, про испорченные котлетки и прочее… Не знаю, не знаю… Покупали мы в пути разное: котлетки, картошечку с маслом, курочку, вареники, фаршированные блины, сырники - всё было свежее и горячее. Клубника, помидоры, малосольные огурцы тоже не подкачали. И всё было НЕДОРОГО.
Насколько я знаю, теперь всё изменилось, особенно на крупных станциях. С бабушек-тётенек, продающих только что сваренную дома картошку по 10 руб., «откат» поиметь невозможно, поэтому на перрон сейчас выпускают лишь «цивильных» продавцов сникерсов, газировок, сухих завтраков и прочего фаст-фуда. Разумеется, всё это продаётся с немалой накруткой.
В общем, под предлогом борьбы за качество продуктов, вместо доступной по цене домашней горячей еды, бедный российский железнодорожный пассажир имеет теперь заоблачные цены в вагоне-ресторане и всевозможные сухие полуфабрикаты импортного производства неизвестно какого года выпуска, оплачиваемые опять же по двойной - тройной цене. Грустно, господа!
От Кирова к Нижнему Новгороду поезд идёт с севера на юг, пересекая немалую часть нижегородской области. Меня изумило, что эти края - в европейской части России, недалеко от таких крупных городов, как Киров и, особенно, НН (четвёртый по величине город на территории СССР, если не ошибаюсь), да и от Москвы недалеко, в общем-то, - так вот, эти края, северная часть нижегородской области, совершенно дикие! Не удивлюсь, если там в чащобах до сих пор живут лесные Бабы-ёжки и болотные кикиморы.
Нижний стал гораздо интереснее с тех пор, как я там училась в институте. Тогда он назывался Горький, был закрытым для иностранцев городом, где в конце 70-х - начале 80-х было довольно голодно. Рабочим на военных заводах выдавали всевозможные пайки и продуктовые наборы (чтобы не было бунтов и волнений), а вот нам, студентам, было несладко… Впрочем, это «дела давно минувших дней», что не относится к данной теме путешествия. Город изменился, похорошел, но… лично для меня он остался чужим, «не моим» городом (не сердитесь на меня, мои любимые, сердечные нижегородские друзья!).
…К слову, такое путешествие через всю страну - прекрасный повод встретиться с теми, кого давно не видел: со своими друзьями и родственниками. Нас ждали и душевно встречали в Хабаровске и Свободном, Новосибирске и Нижнем, а позже - в Москве, Орле, Харькове…
После Нижнего - Владимир… Время ускоряется, и вот она, наконец-то, - Москва! Поезд движется медленно-медленно. Случайно проходящие вдоль железнодорожного пути люди с изумлением смотрят на табличку «СовГавань - Москва» и машут нам рукой. Мои «гаврики» машут им в ответ. Прохожие спрашивают, откуда мы едем, и, услышав про отправную точку нашего пути, изумляются ещё больше и приветствуют нас с ещё большим энтузиазмом, ну просто как Юрия Гагарина или героев-челюскинцев!
В московской квартире мы первым делом бежим в душ. Оказывается, мы такие грязные! В пути это было незаметно, но дым из трубы тепловоза всё же залетал в наши открытые окна! Да ладно, дорожную пыль мы благополучно смыли, а вот испытанное тогда счастье осталось с нами навсегда…
Как я уже написала, в первый раз мы ехали по этому маршруту впятером: я с моими тремя детьми и другом-одноклассником моей старшей дочери. Позже одна из дочек сказала мне задумчиво: «Ты знаешь, дни в поезде вспоминаются как самые счастливые. Даже ярче, чем потом отдых на юге».
И у меня такое же чувство осталось!
Есть вещи, которые не вполне можно выразить словами. Я не могу во всей полноте передать те чувства, которые возникают в таком путешествии. Ну, как можно выразить, что ты чувствуешь, когда мчишься через бескрайнюю сибирскую тайгу и в какой-то совершенной глуши ты вдруг видишь на пригорке рядом с дорогой огород и на огороде девчонку лет шестнадцати, окучивающую картошку. Вечереет. Девчонка прерывает работу. Она стоит, опираясь на свою тяпку, и долго машет рукой проходящему поезду - будто желая всем нам доброго пути и счастья в жизни...
Или когда за окном поезда ты видишь среди тайги аккуратный деревянный дом, и из трубы вьётся дымок, а рядом с домом - аккуратная поленница дров, да такая большая! А ещё огород, где ровненькие грядки, и забор, который, как видно, только что подновили. Недалеко пасутся козочки-коровки, дети с собакой играют… И тебя охватывает такое тёплое чувство: где-то грызутся политики, по телевизору страшилки про мировой кризис и криминальные разборки, - а нормальные люди просто ТРУДЯТСЯ и просто ЖИВУТ на радость себе и близким.
Или наоборот: видишь пустые глазницы вместо окон и упавший серый забор, видишь заброшенные дома с заколоченными окнами и дверями, видишь какие-то жуткие промышленные развалины и явно голодных, бедствующих людей…
Упрощённо можно сказать так: если вы хотите узнать и понять Россию - вам надо обязательно совершить такое семидневное путешествие хотя бы раз в жизни.
Кстати, можно и по классическому маршруту «Москва - Владивосток». Тогда ваш путь закончится прямо на берегу Тихого океана (а точнее, залива, относящегося к Японскому морю). И это не оговорка: на самом деле ж/д вокзал во Владивостоке примыкает к морскому вокзалу и причалу морских судов. Ну, Владивосток вас уж точно не разочарует, я вас уверяю! Позагорать-искупаться в июле-августе там можно не хуже, чем на Черноморском побережье!
Впрочем… я никого не хочу насильно «обращать в свою веру». Большинству людей такая поездка покажется скучной и утомительной. Я где-то читала, что есть два типа людей: деятели и созерцатели-мыслители. Видимо, такие поездки хороши для людей второго типа. Если вы из таких, если вы любите путешествовать поездом - езжайте, не пожалеете!
А мы с мужем… Мы мечтаем пройти такой маршрут ещё раз, только на машине. Многие наши земляки ездили таким образом - впечатлений у них ещё больше…