«Magical Mystery Tour» по-российски. Второй и третий день пути. Самое-самое.

Jun 10, 2009 08:51


Самое любимое для меня время в поезде - раннее, даже очень раннее утро. В поезде мне всегда легко рано вставать. А уж тем более на таком маршруте. Путь в таком направлении растягивает световой день. Так как мы ехали с востока на запад, то мои внутренние биологические часы работали на свой дальневосточный лад, - когда подскакиваешь спозаранку, но при этом вполне высыпаешься.


Весь вагон ещё спит. Мои «гаврики» в том числе. В детстве и юности ни за что не хочется рано вставать, даже несмотря на научно обоснованные биологические часы! В первый раз мы ехали по этому маршруту впятером: я с моими тремя детьми и другом-одноклассником моей старшей дочери. Наш путь лежал сначала на юг, а потом - в Питер, куда дочь и её дружок из класса поступили в институт.

В вагоне тихо и по-утреннему свежо. Я иду к титану, наливаю чашку горячего кофе. Вернувшись в купе, присаживаюсь к столику, заворачиваюсь в плед и, отхлёбывая кофе, смотрю за окно. Блаженство! За окном - солнце, только поднявшееся над горизонтом - круглое, оранжевое, несколько минут на него ещё можно смотреть. За окном - тайга и утренний туман, стелющийся прямо по земле среди деревьев и над самой поверхностью таёжной речушки с прозрачной водой. Поезд движется по крутому обрыву, поэтому идёт очень медленно, тайга плывёт внизу. Даже страшновато немножко. Но, Боже, как красиво! Конечно, такие дикие места никогда бы не увидел, путешествуя, допустим, на машине.

Останавливаемся на маленькой таёжной станции. 15 минут остановки. Я выхожу на перрон. Пахнет свежеструганным деревом. Никаких звуков, кроме пения птиц и станционных объявлений. Тишина и чистота вокруг необыкновенные. А солнце уже торжествует в небе. Знаете, я была абсолютно счастлива тогда…

Думаю, вы не знаете, где у нас в России самые красивые места. Мне посчастливилось много путешествовать. Мне есть, с чем сравнивать, и я знаю точно, что самые красивые места в России - это Амурская и Читинская области. Это долины рек Зея, Шилка, Ингода и Хилок. Такой потрясающей природной красоты я не видела никогда и нигде. Конечно, словами это передать невозможно.

Железнодорожная колея долго идёт вдоль Шилки, повторяя все её изгибы. С левой стороны, где река, видны сопки густого тёмно-зелёного цвета, которые в какой-то миг изменяются, преображаясь из тайги в розоватые пологие, уже степного вида, холмы.

Пейзажи мелькают волшебные. Вон прямо в воде стоят двое рыбаков в высоких сапогах… ребятишки плескаются недалеко от моста: визг и смех слышны в открытое окно… на высоком берегу взрослые расположились по-семейному: на расстеленном покрывале уже стоит закуска, вьётся дымок - жарятся шашлычки… а вон на отмели посреди реки стоит цапля… высоко в небе парит какая-то птица - наверное, коршун или орёл… А с другой стороны поезда я вижу, как по пологому ярко-зелёному холму мчится наперегонки с нашим поездом рыжая лошадь. Рядом с ней, стараясь не отстать, скачет жеребёнок на солнечном травяном фоне, а на горизонте холмы сиреневого и розового оттенка…

Люди, это счастье! Счастье, которое дарится нам, в общем-то, бесплатно, но которое мы в суете не замечаем. Мы можем прожить всю жизнь бездарными учениками, не услышав Учителя, в своих мелких бестолковых хлопотах не обратив внимания на самые важные вещи в мире…

От описания природных красот прервусь на описание повседневной вагонной жизни, тем более, что вас наверняка заинтересуют детали, связанные именно с этой стороной путешествия.

Я много поездила в автобусах, поездах и самолётах и могу убеждённо сказать: уровень комфорта, что вы получите в пути, не связан напрямую с классом комфортности и ценой купленного билета. Особенно это касается поезда. Тут, как нигде, действуют факторы «повезло» - «не повезло».

Например, один раз мы ехали в особо привилегированном вагоне в купе фирменного поезда. Работал кондиционер, поэтому все окна были наглухо задраены, и проводница вечно ворчала, когда я хотела открыть шторки. Мол, солнце припечёт! У меня было стойкое ощущение, что я нахожусь в КПЗ.

Работа проводниц поездов «Калининград - Москва» у меня тоже, мягко говоря, вызывает большие претензии. Они, как правило, неприветливы и не очень-то спешат услужить пассажирам, касается ли это мытья туалета или выполнения какой-то элементарной просьбы.

А в ту нашу первую волшебную поездку нам чертовски повезло. Вагон нам попался очень старый, чуть ли не списанный, поэтому никаких кондиционеров не было. За окном стояла сибирская летняя жара под тридцать, все окна были у нас нараспашку, и в них врывались тёплый ветер и мелькающая по ту сторону окна… ну так и хочется мне сказать «живая жизнь», хоть это и неправильно с точки зрения литературы!

Мои великовозрастные «гаврики» с азартом играли в ковбоев и индейцев, высовываясь из окон, по-индейски (а, в общем-то, по-дурацки!) улюлюкая и распевая не менее дурацкую песню Бутусова про то, как монголы скачут по гробам прямо в город Амстердам…ну что-то вроде того. Я, конечно, боялась, что они вывалятся из окон, и немного нервничала. Но они были, по-моему, в полном восторге.

Проводницы были замечательные, потому что они, говоря канцелярским языком, «добросовестно выполняли свои обязанности». Просто-напросто. И поэтому туалеты были всегда чистыми и сухими, влажная уборка делалась в вагоне трижды в день, в титане всегда была вода, и эти милые женщины внимательно относились к любым просьбам пассажиров…

Боялись ли мы вагонных воров? Да нет. Люди в вагоне ехали, в принципе, одни и те же, мы быстро познакомились, было много детей. Да и красть у нас было, в общем-то, нечего.

Приближаясь к очередной станции, мы предварительно обдумывали свою стратегию. За 15-20 минут стоянки надо было быстренько «определиться на местности»: что хотим купить из еды, что продают именно на этой станции… Дружно выскакивали, и всегда всё успевали купить, хотя элемент азарта и боязни опоздать - элемент приключения и экстрима - присутствовал всегда. Целым происшествием было опоздание одной нашей попутчицы, шумно волновались все, но минут через пятнадцать она пришла - успела вскочить в последний вагон…

После Читинской области - Бурятия. Улан-Удэ - сам по себе городишко так себе, без изысков и с жуткими развалюхами на окраинах (ну, это, разумеется, мимолётный взгляд из мчащегося поезда!). Но горы вокруг и могучая, бурливая река Селенга, безусловно, потрясают.

Часто можно прочесть восторженные отзывы о Байкале. О прозрачной чистой воде, которая позволяет разглядеть камни на дне. О знаменитом байкальском омуле. Ну, что я могу сказать… Гористая часть берега Байкала в окрестностях Иркутска - да, согласна, здорово, конечно. Но есть и равнинные участки с берёзами - довольно обыкновенные. Да, вода в Байкале, действительно, пока чистая. В одном месте поезд идёт очень близко от кромки озера, и я сфотографировала эти самые камушки на дне. Омуля мы попробовали: ну, рыба как рыба - сахалинцев трудно удивить рыбой… В общем, не скажу, что после красот Амурской и Читинской областей Байкал произвёл на меня какое-то особое впечатление.

В Иркутской области запомнили станцию Зима (станция известна тем, что там провёл детство Евтушенко). Жара была градусов под сорок - это с таким-то названием! Мы с детьми разделились на две группы, и когда встретились в купе, оказалось, что обе группы купили на всех мороженого! Нам ничего не оставалось делать, как, тяжело вздохнув, за один присест мужественно слопать все порции, которые начали таять с катастрофической быстротой!

Иркутская область в целом оставляет самое, пожалуй, гнетущее впечатление. И растительность победнее, и заболоченные места вызывают уныние, и запустение чувствуется, и нищета российская наглядно видна.

…Впрочем, насчёт российской разрухи особый разговор. Это ведь не особенность Иркутской области! Господи, какой бывает виден диссонанс между абсолютной гармонией первозданной природы и тем, что творит человек, явно не очень разумный! И названия областей России не имеют здесь принципиального значения. Можно увидеть помойку рядом с Москвой и идеальную, ну просто европейскую чистоту и порядок где-нибудь в сибирской глуши.

…Красноярский край. Зрелище, без преувеличения, вселенского масштаба. Там всё огромное, и человек там, как нигде, ощущает себя песчинкой мироздания. Там крутые высоченные горы. Там уходящие в небеса деревья. Там могучие реки. Даже новостройки Красноярска впечатляют своими размерами!

Я испытала что-то вроде шока, когда на одном участке пути вид тайги - без края, без горизонта - вызвал у меня не придуманное ощущение Космоса. Мы оказались вроде как на возвышенности, и тайга - это Великое Царство - открывалась взору с каким-то странным оптическим эффектом: будто закругляясь к краям. Словно ты зримо видишь КРУГЛУЮ Землю.

Вообще, только в таком путешествии понимаешь значение затёртой фразы про самую большую в мире территорию нашей страны. Когда часами ты едешь сквозь таёжные дебри, где на много километров нет ни одного человека… Я «шкурой почувствовала», с каким вожделением, завистью и злостью могут смотреть иные народы в своих перенаселённых странах на эту неосвоенную дикую территорию…

Не могу не пофилософствовать по вопросам глобальной стратегии. Ребята, если мы с нашим правительством не осознаем, что надо активно заселять нашу российскую землю на востоке, - давая всевозможные льготы, отдельно поощряя рождаемость именно в этих краях… Что ж, если мы этого не поймём в ближайшие годы - тогда надо просто смириться и подчиниться объективным мировым процессам, не зависящим от нас, грешных. Уже сейчас наши русские женщины в дальневосточном приграничье всё чаще и чаще предпочитают своим не просыхающим русским мужьям трудолюбивых, заботливых и непьющих китайцев…

Вот вам от меня пища для размышления на ближайшее время… А продолжение следует…

Амурская область, железная дорога, счастье, Сибирь, путешествие, Читинская область, поезд

Previous post Next post
Up