Всего в нескольких часах езды от Парижа на побережье пролива Ла-Манш находится одна из живописных французских провинций - Нормандия (фр. Normandie).
Первое, что поражает здесь внимание, это небо и разнообразие его оттенков от дымчато-серого до светло-голубого, меняющихся в считанные секунды!
Наверно, поэтому сельские и морские пейзажи Нормандии так часто встречаются на картинах импрессионистов, стремившихся передать свои сиюминутные впечатления с помощью света и цвета.
После путешествия по Нормандии начинаешь понимать, что краски на полотнах этих художников не игра воображения, а абсолютная реальность.
Знаменитые Кувшинки Клода Моне были написаны именно в Нормандии в деревне Живерни (фр. Giverny), расположенной на берегу Сены.
Художник был настолько поражен красотой этих мест, что в возрасте 43 лет окончательно поселился в Живерни вместе со своими двумя сыновьями, второй женой Алисой Гошеде и ее шестью детьми от первого брака.
(на фото Клод Моне с Алисой Гошеде)
(источник:
http://impres-paint.ru )
Моне обустроил свои владения таким образом, чтобы они вдохновляли его на творчество. Со всех сторон он окружил себя разнообразием красок, которые радовали бы глаз.
Так, дом был покрыт розовой штукатуркой, а ставни покрашены в непривычный по тем временам зеленый цвет.
Фотографировать в самом доме нельзя, наверно, чтобы не создавать столпотворений. Несмотря на свои огромные размеры (40 м в длину), дом достаточно узкий, всего 5 м.
Сад вокруг дома поражает невероятным многообразием цветущих растений и, так мне понравившейся уже, хаотичностью их посадки :) Рука не поднялась фотографировать каждый цветок отдельно, это надо видеть в общем буйстве цветовых пятен.
За видимой небрежностью скрывается огромная работа Клода Моне в качестве … садовника. Он тщательно подбирал растения по их оттенкам и времени цветения, постоянно находился в поисках редких сортов цветов, во время своего отсутствия в поместье писал подробные письма с рекомендациями по уходу за садом.
Моне искренне любил свое творение, и сад платил ему тем же, предоставляя великолепные сюжеты для его картин.
Клод Моне Сад художника в Живерни, 1900, музей Орсе, Париж
(источник:
http://arthistory.about.com )
Со временем Клод Моне решил расширить свои владения и приобрел болотистый участок, примыкавший к его саду. В результате колоссальной работы в усадьбе Моне появился еще и Водный сад с любимыми им японскими мотивами.
Здесь царит атмосфера спокойствия и умиротворения, возникает ощущение отгороженности от всего мира, время просто замирает.
Как и на полотнах Клода Моне, в этом саду отсутствуют четкие формы, есть только отблески и отражения. Даже многочисленные туристы словно растворяются в обилии растительности.
Нежные пятна раскрывающихся на солнце кувшинок и свисающие до самой воды ветви плакучих ив выглядят, словно ожившие картины Моне.
Клод Моне Кувшинки, 1914-1918, музей Мармоттан, Париж
(источник:
http://www.marmottan.com )
Пруд с нимфеями стал настоящим наваждением художника. Ему было уже за 50, когда он просто «заболел» идеей поймать мимолетную игру света и отражений на воде.
По одному стали уходить из жизни его друзья, жена Алиса и старший сын Жан, вокруг гремела Первая мировая война. К 60-ти годам у него ослабло зрение, и стала развиваться катаракта. Несмотря ни на что, Моне продолжал писать вплоть до своей смерти в 1926 году, ему было 80 лет. Возможно, его последние картины стали немного абстрактными, но в них были вложены все сомнения, переживания и надежды самого художника.
Живопись и садоводство были не единственными страстными увлечениями Клода Моне, он был настоящим гурманом и любил вкусно поесть.
Такое ощущение, что столовая и кухня в доме Моне до сих пор сохранили детский смех, шум гостей, звон кухонной посуды. Ну, и как же без красок, радующих глаз! :) Желтые стены столовой сплошь увешаны японскими гравюрами, а в буфете красуется фаянсовый сервиз с желто-голубым декором.
(источник:
http://fondation-monet.com )
Кухня выложена плиткой руанской работы, которая великолепно сочетается с цветом столовой.
(источник:
http://www.deco.fr)
В свое время были обнаружены записи Клода Моне с кулинарными рецептами, и даже издана
книга, которую я, к большому сожалению, нигде не могу найти :(.
Кстати, о еде! На обед мы поехали в Онфлер (фр. Honfleur). Это старинный портовый городок в Нижней Нормандии, в департаменте Кальвадос (фр. Calvados).
Названия говорят сами за себя, здесь нас ждали свежие морепродукты и дегустация кальвадоса :)
Еще были немного суховатый скат в ароматном сливочном соусе и нормандский яблочный пирог.
На каждом шагу в Онфлере можно было встретить много маленьких уютных магазинчиков с огромным выбором яблочных алкогольных напитков и конфеток местного производства. Нормандия считается родиной сидра и кальвадоса, благодаря великолепным яблоневым садам в этой провинции.
Небольшая прогулка по городу напоминала путешествие в старую сказку: просто игрушечные деревянные домики, антикварные лавки, романтичные яхты.
Вполне очевидно, что такие виды не могли не вдохновлять художников. Именно в Онфлере юный Клод Моне получил первые уроки живописи у Эжена Будена и Яна Йонкинда, которые научили его видеть вокруг многообразие оттенков.
Клод Моне Лодки в порту Онфлера, 1866, Частное собрание
(источник:
www.printdigital.ru)
Если в Онфлер едут за созерцательным отдыхом, то в близлежащие Довиль (фр. Deauville) и Трувиль (фр. Trouville) - за роскошью и развлечениями.
Здесь осталась атмосфера середины XIX века, когда французская элита впервые стала выбираться на пляж, чтобы принять солнечные ванны и блеснуть своим статусом.
Эжен Буден Пляж в Трувиле, 1865, музей Орсе, Париж
(источник:
http://commons.wikimedia.org)
Фешенебельный Довиль сплошь состоит из ипподромов, гольф-клубов, центров талассотерапии, казино, ресторанов, ...
... роскошных отелей, ...
…дорогих машин, ...
…бутиков известных мировых брэндов.
Но природу эта богемность не особо волнует, она вовсю играет своими красками.
... Пытаюсь пробраться к океану...
Вот он!
Где-то здесь бродили по пляжу герои романтического фильма Клода Лелуша "Мужчина и женщина" (1966).
Граница между Трувилем и Довилем условна и скорее заметна по стилю. Трувиль более демократичен, сохранил в себе черты рыбацкой деревушки.
Небо решило дополнить эту границу дождем.
На прощание Нормандия решила порадовать нас радугой, словно говоря: "Я не такая уж суровая и ветреная, как на первый взгляд кажется! Приезжайте еще!"