Париж. Часть 3. Парки.

Oct 07, 2012 19:43

Если верить умным книжкам, то в Париже насчитывается более 400 парков, садов и скверов. Получается, что мне удалось посмотреть лишь самую маленькую часть из них :)

Самый старый парк в Париже появился еще в эпоху Средневековья в XVI веке на месте мастерских по производству черепицы, откуда и получил свое название - Тюильри (фр. Tuileries, tuile - черепица).





Его основательницей была королева Екатерина Медичи, которая после смерти мужа - короля Франции Генриха II - построила себе загородом (тогда за стенами Луврской крепости) новый дворец с садом в итальянском стиле, напоминающем о ее родине.

Суровая эпоха кровопролитных войн между католиками и протестантами. Мрачная королева, которая постоянно страдала от связи мужа Генриха II с Дианой де Пуатье, и которая посвятила всю свою жизнь сыновьям.

Франсуа Клуэ Портрет Марии Медичи, 1564, Музей Конде, Франция



(источник: www.ru.wikipedia.org )

И такая же печальная судьба ожидала и Тюильри. Дворец был разрушен во время Парижской коммуны, и с тех пор не восстанавливался. А то, что осталось от сада Тюильри производит удручающее впечатление - толпы туристов, пыль, шум, совсем мало цветов. Но, тем не менее, мне все же хочется его отметить. Сад Тюильри может понравиться, только если прийти сюда ранним утром.

Величественное здание Лувра. Тишина. Пустые аллеи, только пару человек совершают утреннюю пробежку. Работают поливочные системы.



Перед Лувром не спеша щиплют травку козы :)



Погуляв по парку, можно попасть к открытию музея Оранжери и полюбоваться "Кувшинками" Моне.



А потом расположиться на стульчике у фонтана или в тени деревьев и уже безмятежно наблюдать, как сад наполняется суетными туристами.



Ну, а пока продолжим исторический экскурс :) Кроме сыновей у Екатерины Медичи и Генриха II была еще и дочь Маргарита де Валуа (с легкой руки А. Дюма "Королева Марго").

Она была выдана замуж за Генриха де Бурбона, короля Наваррского, который впоследствии стал королем Франции Генрихом IV. Их брак строился на основе партнерства, уважения и взаимовыручки, что не мешало им иметь любовные связи на стороне.

Одной из фавориток короля Генриха IV была Габриэль д’Эстре.

Как вы думаете, что значит эта картина?

Неизвестный художник школы Фонтенбло Габриэль д’Эстре с сестрой, ок. 1594, Лувр



(источник: www.ru.wikipedia.org )
Оказывается, это тонкий намек на будущую беременность Габриэль от короля Франции.

А вот у Маргариты с Генрихом IV с детьми были проблемы. К 50 годам у короля не было наследников, Маргарита была бесплодна. Их брак был аннулирован, а 47-летний Генрих IV подписывает брачный договор с 25-летней Марией Медичи.

Естественно, после смерти мужа она захотела иметь загородом свой дворец и парк в итальянском стиле :) Так в середине XVII века появился Люксембургский сад (фр. Jardin du Luxembourg).



Название парка пошло от имени его бывшего владельца герцога Франсуа де Люксембурга, у которого Мария Медичи выкупила особняк и прилегающие к нему монастырские сады.





Вот этот парк не требует никаких дополнительных усилий, чтобы понравиться, в отличие от своей хозяйки Марии Медичи, которая своим властным характером испортила отношения не только с мужем Генрихом IV, но и с сыном Людовиком XIII.



Характер Марии Медичи во многом определяет и художник, которого она приглашает для украшения своего дворца. Серию из 24 аллегорических картин о ее жизни создает антверпенский живописец Питер Пауль Рубенс.

А теперь представьте эту картину в виде 4-хметрового холста. Вся серия вместе занимает целую галерею в Лувре.

Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в Марсель, 1577-1625, Лувр



(источник: www.ru.wikipedia.org )

Сюжеты полотен были четко определены Марией Медичи совместно с ее советником и будущим кардиналом Ришелье.

С именем последнего связан наш следующий парк - Пале-Рояль (фр. Palais Royal - Королевский дворец). Он расположен рядом с Лувром и первоначально строился именно для Ришелье и назывался Кардинальским. Здесь меня ожидало много приятных и неожиданных сюрпризов :)

Открытием был сам по себе Пале-Рояль. Очень маленький парк, где практически нет туристов. И можно, как в киноленте, наблюдать эпизоды из жизни простых парижан :)





Много интересного выяснилось и про самого кардинала Ришелье.

Во-первых, французы говорят РишельЁ, а не Ришелье :)

Во-вторых, кардинал, оказывается, был большим ценителем исскуства. В своем дворце Ришелье собрал целую коллекцию картин Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Дюрера. Можно сказать, что он был первым коллекционером того времени. А сам дворец Ришелье был настолько уютным и изящным, что ему завидовал сам Людовик XIII. Чтобы не впасть в немилость короля, кардиналу пришлось завещать ему после смерти свой замок.

Но Людовик XIII ненадолго пережил Ришелье, а в Пале-Рояль поселилась вдовствующая королева Анна Австрийская с маленьким Людовиком XIV.

Еще один возглас удивления вызвали у меня Колонны Бюренна, которые появились здесь уже в наше время в 1986 году.



Честно говоря, из путеводителя я не очень хорошо поняла смысл этих колонн, но как только я зашла на площадь в Пале-Рояль, в голове, почему-то, сразу всплыл стишок из моей любимой детской книжки для игры с пальчиками :)

К Арлекину на обед
Приглашен весь белый свет
Господин ПО,
Господин ЛИ,
Господин ШИ,
Господин Нель -
Господин Полишинель.

Андрэ Дерен Арлекино и Пьерро, 1924, Музей Оранжери



(источник: http://www.ngv.vic.gov.au )

Наверно, поэтому для меня было вполне логичным, что сейчас в Пале-Рояль находится старейший в Париже театр Комеди-Франсез, хотя, по идее, должна быть другая последовательность :) Театр был основан еще во время правления Людовика XIV в 1680 году.

Сам Людовик XIV не очень любил Пале-Рояль из-за плохих воспоминаний детства, связанных с пережитым им восстанием Фронды (движение аристократической знати против абсолютной монархии).

Вот такой нарядный был король, считавший себя символом божественной власти ("Государство - это я!") и получивший звание "король-солнце".

Гиацинт Риго Портрет Людовика XIV, 1701, Лувр



(источник: www.ru.wikipedia.org )

Во время своего правления Людовик XIV перевозит весь королевский двор в охотничий домик своего отца в Версале (фр. Versailles). На расширение замка были потрачены огромные средства, чтобы вместить в себя до 20 тыс.человек.

Он настолько огромный, что отказывался влезать в объектив моего фотоаппарата :)







Сомневаюсь, что его можно обойти весь пешком. Мне, по крайней мере не удалось. Лучше всего там передвигаться вот так :)



Больше всего в Версале мне понравилась вот эта клумба :)



Просто обожаю это сочетание голубого с ярко-красным!



Честно говоря, во всех парках меня поразили именно эти хаотичные и небрежные на первый взгляд насаждения самых разных цветов, которые все вместе образуют очень гармоничные и ухоженные клумбы. Совсем не похожи на наши высаженные через каждые 10 сантиметров бархатцы или анютины глазки :)







музеи, Франция, Париж, путешествия

Previous post Next post
Up