По вере вашей и будет вам.

Jun 30, 2018 17:38

Не доверяйте духам темноты,
Роящимся в ненастной серой дымке,
Какими б ангелами доброты
Ни притворялись эти невидимки. (с) Гете, "Фауст"

Прочитала разгневанные рецензии на спектакль "Мастер и Маргарита", который был поставлен в свердловской драме. Хочется в сторону этих инфантильных дамочек, жаждущих трах-тибидоха в подвале, который они потом назовут "высокой любовью", повертеть пальцем у виска. Видать, один и тот же спектакль, одного и того же режиссера смотрится абсолютно по-разному в городе с сатанинским Ельцинцентром и в Колыбели Русского православия.

Хочу поделиться увиденным, как миссионер, как православный сталинист.
   Обращаюсь к адекватным священникам Севастопольского благочиния и всей Крымской епархии, возглавить культпоход в театр со всеми своими прихожанами. Потому что, то, что сделал режиссер Григорий Лифанов и наши замечательные актеры, это просто удивительное дело. А тут, за один раз и встреча с тем самым настоящим талантом, который, если и был где-то зарыт, то счастливо найден, немедленно откопан и выдан на гора, здесь высочайшей степени богословие, и это я вам скажу, уже не евангелие от Воланда, как хотят многие представить, а это  - Евангелие чуть ли не от апостола любви - Иоанна Богослова.
 Вы, конечно, понимаете, что то, что происходит между Мастером и Маргаритой, нам, православным, любовью-то назвать трудно, даже я бы сказала - невозможно. Там другая химия. А здесь на сцене все 4 часа, нам втолковывают, наглядно показывают, как в детском саду, какими своими чудачествами и выходками, действиями и поступками можно добиться того, чтобы   "Бог устал нас любить".
   4 часа надо для того, чтобы слетать в Москву и вернуться назад, при этом подвергая себя все-таки какой-то доли риска, и только там в воздухе, ты понимаешь, что все в руках Божьих.
Тоже самое ты можешь ощутить в кресле не воздушного лайнера, а театра Луначарского, за то же время, ты не только слетаешь в Москву, а еще посетишь там Патриаршие, побываешь на Садовом в "нехорошей квартире", посмотришь фокусы в варьете, и даже столкнешься с Понтием Пилатом во Дворце Ирода Великого.
   Все говорит о том, что на сцене будет современная мистерия. Даже занавес, который видят зрители, входя в зал, невольно возвращает их в недавние трагические события, боль которых еще не утихла, и которая многих заставила спросить у Бога "за что?"
 Но вот он поднимается и мы на Патриарших. Еще никто ничего не сказал, а я уже поняла, что спектакль мне понравится, что это- лучшая иллюстрация того, что я за свою жизнь видела на эту тему. Это то, что совпадает с моими представлениями. И я не раздумывая шагнула за рампу. И все 4 часа была там, а это, по всем критериям - верх режиссерского успеха, если зритель не ерзает на кресле, не роняет номерок, а сидит и сопереживает.
  А вслед за этими режиссерскими находками, следуют другие, каскадом падающие с небес. Как водопад, от которого ты не успеваешь увернуться, захлебываешься и еще не вздохнув полной грудью, как тебе на голову летит новая порция удивительного. Так вот и сидишь все 4 часа с открытым ртом.
 Я обалдела сразу от еще одной находки режиссера, как он точно возвестил зрителю о приходе Воланда и его свиты в Москву.
  Все же знают, что ангел , это - вестник. То есть по-просту говоря, работник узла связи. А еще мы знаем, что ангелы бывают светлые и падшие. И вот, когда еще ничего не случилось и Берлиоз с Бездомным тихо несут ересь, сидя на скамейке "в час небывало жаркого заката в Москве на Патриарших прудах", появляется почтальон-падший ангел,  с криками "Молния!".
А всем нам хорошо известно из прошлой нашей жизни без мобильной связи, что телеграммы "Молния", чаще всего были по тревожным событиям. И когда к вам в дверь стучались с такой телеграммой, сердце ваше сжималось от предчувствия, что вот после прочтения этой депеши, в жизни у вас что-то изменится.
Так и здесь, вслед за ангелом низшего чина, появляется свита Волонда, чинами посолидней.
  И вот здесь не зевай, богословсвуй! Человеконенавистники во всей их красе. Блестяще сыграны всей командой. Они красивы, обаятельны, коммуникабельны, доступны, интересны, искусны. Всем своим  талантом эти замечательные актеры показывают всю ПРЕЛЕСТЬ греха. А православные знают истинное значение этого слова. Они прелестны, значит, они ПРИ Лести, при сатане.
 И следя за действиями этих падших ангелов, просто физически ощущаешь всю разрушительную силу греха, то есть, промаха мимо Бога.
 Настоящий православный будет стараться им не увлечься, потому что он знает правила "все мне можно, но не все полезно", и что "дьявол благодарным не бывает".
 Поэтому, ни один православный не удивится, что дьявол убирает свидетелей своего проигрыша в схватке с Богом. Да, он Князь мира сего, да, ему многое позволено, но ни один волос не упадет с человека, если Бог не разрешит. А еще Дьявол не умеет творить,  он и  разрушает-то руками человека, в которого вселяется.
 Поэтому, когда Воланд однажды, захотел написать и свое евангелие, взгляд его падает на Мастера. Он подсовывает ему выигрышную аблигацию в сто тысяч, увольняет его с работы, поселяет в подвале и внушает сюжет о Всаднике. Тем более, что поделиться своими свидетельскими показаниями с людьми ему хочется, но возможности он не имеет. А чтобы Мастеру работалось спокойней и чтобы он от темы не ушел, Воланд подсовывает ему любовницу - своего агента, - Маргариту, в королевской крови которой, была кровь  Королевы Марго, тоже нелюбившей своего мужа и искавшей приключений на стороне, и все ее приключения заканчивали жизнь на плахе.
 Вот поэтому-то и не показаны полностью сцены, которые происходили во Дворце Ирода Великого, о чем так сожалеют критики из Екатеринбурга. Не показаны, и Воланд сними. То, что там было, всемирно признано читать только у Четырех Авторов, но вот беда, от них трудно добиться согласия на постановку.
 Поэтому, несмотря на красоту и богатство, эти сцены- проходящие, да и сыграны они как-то уж больно пафосно, непривычно, уж больно театрально. Именно при этих сценах невиданная сила меня выбрасывала со сцены вновь на мое кресло и я понимала, что еще немного и станет скучно. Что такое, я и в Херсонесе видела во многих античных пьесах.
 Так же были неубедительны для меня монологи Мастера и Маргариты. Это было похоже на признание своих грехов, на исповедь перед аналое, когда хочется все побыстрее сказать, потому что жжет стыд о содеянном. Но если Мастер покаялся, сжег роман, то Маргарита была обязана перед Воландом завершить дело хозяина до конца. Она вновь встречается с Мастером.
 И ведь Мастер, по началу даже не хочет подходить к ней. Есть в в православных молитвах такой удивительный образ, возвращение ко греху, уже раскаянному греху и прощенному, как пес на свою блевотину....
И та замечательно поставленная сцена, которую многие принимают за апофиоз высокой любви, для меня лично воспринималась, как борьба человека со своим грехом. И все-таки грех побеждает...
  А это- смерть, даже не телесная, духовная.
  Ну, а теперь и про сам спектакль!
  Да я же уже все написала!!!
 Лифанов молодец! Умничка!!!!
 Ну, и конечно, "Сплин"... ааааааааааааааааааааа, "и лампа не горит, и лгут календари"
  Так что любого критика с Урала порву на куски на тряпочки.
 Ну, сами понимаете, что написала, это мое личное, от других отличное.










Previous post
Up