(no subject)

Feb 17, 2023 09:43

Почему невозможны длительные отношения экзотики: #Дуальность, #Активаторство, #Конфликтные, и почему выбирают чаще: #Деловые, #Родственные, #Полудуальность, #Ревизия, #Миражные, #Тождество, #Зеркальные...

Положительная ассортативность в партнёрстве по размножению

В тесной связи с вопросом соотношения парохиально-альтруистических и эгоистических стратегий находится вопрос о положительной либо отрицательной ассортативности при формировании как половых, так и чисто дружеских пар. Положительная ассортативность, то есть предпочтение партнёра, максимально похожего на себя, может быть интерпретирована как связанная с ксенофобией и парохиальным альтруизмом (поскольку ценой повышения риска выхода в гомозиготу вредных рецессивных мутаций и снижения жизнеспособности и репродуктивного успеха собственного потомства способствуют более высокой - вследствие родственного альтруизма - сплочённости своей группы), особенно в том случае, если признаки, по которым осуществляется выбор, имеют существенную генетическую составляющую. И, напротив, отрицательная ассортативность выбора может быть интерпретирована как эгоистическая стратегия, использующая преимущества гетерозиса (если речь идёт о партнёрстве по совместному размножению) или функциональной взаимодополняемости (если речь о дружбе или деловом партнёрстве) в ущерб интересам единства и сплочённости группы. Имеющиеся в академической научной литературе данные по этому вопросу, несмотря на перспективность данной темы исследований, остаются до сих пор довольно противоречивыми и не вполне укладываются в какую-либо ясную и стройную теоретическую концепцию.

Что касается выбора партнёра по размножению, в научной литературе имеются многочисленные свидетельства положительной ассортативности, то есть предпочтения по признакам сходства - от физических и физиологических до демографических и поведенческих [30-33].

В первую очередь стоит выделить целый ряд исследований, посвящённых морфологическим параметрам тела, начиная от роста, веса и цвета глаз и заканчивая такими менее очевидными чертами, как объём лёгких, ширина носа, длина мочки уха и т.д. В отношении некоторых из них была выявлена достоверная положительная ассортативность браков, по другим тенденция к ассортативности слаба и не всегда достоверна, однако, во всяком случае, тоже положительна (возможно, просто за счёт того, что они положительно скоррелированы с другими характеристиками, уже имеющими существенное значение для выбора, такими как раса, рост и общие пропорции лица и тела) [34]. В частности, в отношении роста и веса обычно обнаруживаются положительные корреляции в спектре от низких до умеренных [34-38]. Ещё в самом начале XX века была обнаружена положительная ассортативность браков по таким физическим параметрам, как рост, размах рук и длина предплечья [37, 39, 40]. Все эти морфологические параметры помимо средового компонента (образ жизни, характер питания, тренировки и т.д.), очевидно, имеют и весомый наследственный (генетический) компонент, хотя, разумеется речь не может идти здесь о соответствии по принципу «один ген - один признак», скорее, наоборот, - каждый морфологический признак зависит от множества генов, а каждый ген может влиять сразу на несколько признаков.

Также было показано, что черты лица у супругов существенно более сходны, чем в случае выбранных случайным образом в пределах популяции пар, причём это сходство было связано не с конвергенцией внешнего вида в ходе совместной жизни под действием общего окружения, эмоциональной мимикрии (взаимного подражания) и синхронизированности действий и образа жизни, а с изначальным выбором, то есть со склонностью к гомогамии (положительной ассортативностью) [41]. Между тем, в другом исследовании было показано, что внешнее физиономическое сходство у людей, в том числе не состоящих в сколько-нибудь близком родстве, коррелирует с совпадением набора однонуклеотидных полиморфизмов (SNP), то есть с генетическим сходством, периодически возникающим у генеалогически неродственных друг другу людей просто как результат случайной перекомбинации генетического материала в ходе полового размножения [42, 43]. Сопоставив данные двух этих работ, можно сделать вывод, что гомогамия, связанная с предпочтением при формировании брачных союзов партнёров, связанных внешним физиономическим сходством, означает вместе с тем и генетическую положительную ассортативность, по меньшей мере, в отношении аллелей генов, так или иначе связанных с внешне заметными индивидуальными чертами лица.

Любопытно, что имеется тенденция к положительной ассортативности по общей привлекательности внешнего вида [44, 45], хотя, можно предположить, что связана она не с тем, что физически некрасивые люди целенаправленно предпочитают некрасивых, а со своеобразным рынком, позволяющим выбрать наиболее привлекательного партнёра, но только в пределах собственного рейтинга привлекательности. Возможно, что с этим же связана положительная ассортативность, выявленная по признаку здоровья [41].

Положительная ассортативность заключённых браков отмечалась и в отношении таких параметров и характеристик как возраст [34, 35, 38, 46, 47] (особенно у молодых пар, вступающих в первый брак [48]), принадлежность к одной и той же религиозной конфессии [49], общий уровень религиозности [47], уровень образования [47, 50], вербального интеллекта и иных когнитивных показателей [36, 46, 50, 51], словарный запас [35, 38, 52], уровень психологического благополучия, социально-экономический статус [50] и количество братьев и сестёр у каждого из супругов [53]. Отмечается положительная ассортативность браков по совпадению социально-политических убеждений и ценностей [46, 47], в частности, по таким вопросам, как отношение к войне, контролю над рождаемостью [47], миграции [47] и к иным политическим проблемам [54], половым ролям [55], к случайным половым связям [47], социальным целям и технологическому развитию [30], а также по совпадению суточной активности («жаворонки» чаще сходятся с «жаворонками», а «совы» с «совами») [35], диете [41], по степени пристрастия к курению и употреблению алкоголя [35, 36, 38] и наличию или отсутствию предыдущих браков [38]. Большинство из этих признаков (кроме возраста), так же, как и в случае физических характеристик тела, зависят как от социальной среды и усвоенного в процессе воспитания и социализации опыта, так и от наследственности. В частности, ранее нами уже был представлен достаточно подробный обзор научных публикаций, посвящённых вкладу наследственных факторов (в том числе конкретных, уже выявленных генов) в формирование черт характера, паттерна социального поведения, ценностных приоритетов, морально-нравственных установок и политических убеждений [13]. Очевидно, что возраст как таковой не имеет и не может иметь никакого наследственного компонента, но вот выбор партнёра одного с собой возраста (или, наоборот, предпочтение партнёра существенно моложе или старше себя) в принципе теоретически уже может иметь некую наследственную генетически обусловленную составляющую, хотя, по всей видимости, чисто социальные факторы (культурные традиции, характер экономических отношений и т.д.) будут в данном случае играть более существенную роль. Во всяком случае в научной литературе имеются данные как за [56], так и против [47, 57] гипотезы наследственного генетического компонента в выборе характеристик партнёра вне контекста фенотипической ассортативности, полученные в результате исследования близнецов.

Существенное влияние на вероятность вступления в брак вполне предсказуемо оказывает близость места рождения будущих супругов, причём это относится как к географическому региону (что, очевидно, влияет на положительную ассортативность браков по национально-этническому признаку), так и к социальному статусу городского района (что, очевидно, влияет на положительную ассортативность браков по социально-классовому признаку) [31, 58, 59]. Место жительства само по себе, конечно, является характеристикой, не определяющейся напрямую генетикой, однако компактное расселение этнических групп может создавать и наверняка создаёт генетическую неоднородность в географическом пространстве, и в этом смысле положительная ассортативность браков по признаку места рождения может быть одновременно и следствием генетической неоднородности (то есть относительной изолированности человеческих популяций и наличия между ними географических барьеров), и механизмом её поддержания и воспроизводства. Что касается конкретного городского района в связи со статусом его престижности, то тут связь с генетическими факторами может прослеживаться на уровне наследственного биологического компонента в предрасположенности к социальной успешности (уровень интеллекта, волевые и организаторские качества, уровень мотивации и самоконтроля, коммуникативные навыки и т.н. «социальный интеллект» и т.д.), о чём ещё будет сказано более подробно ниже.

Наконец, имеется немало работ, в которых убедительно показана уже несомненно генетическая положительная ассортативность браков. Так, в частности, в работе, проведённой огромным авторским коллективом и опубликованной в начале 2017 года, было показано, что по большинству генетических локусов, коррелирующих с фенотипическими и поведенческими признаками в спектре от роста и соотношения талии и бёдер и заканчивая уровнем образования, также наблюдается положительная ассортативность между супругами, что в ряду поколений будет неизбежно увеличивать долю гомозиготного потомства [60]. В другом исследовании, выполненном на материале выборки белых взрослых американцев неиспаноязычного происхождения, была показана достоверная положительная генетическая ассортативность спаривания по 1,7 миллионам однонуклеотидных полиморфизмов (SNP). При этом, однако, положительная ассортативность спаривания в той же самой выборке по признаку уровня образования была существенно выше генетической, и генетическое сходство объясняет не более 10% ассортативного спаривания по уровню образования [61].

Также относительно именно генетической положительной ассортативности весьма интересные данные были получены в ходе исследования брачных предпочтений двух этнических групп, живущих в США, а именно мексиканцев и пуэрториканцев [62, 63]. Одним из главных факторов, определяющих вступление в брак, оказалось сходство доли генов, унаследованной от европейских, индейских и негритянских предков. Стоит особо подчеркнуть, что речь здесь идёт не просто о положительной ассортативности браков по совпадению расы в условиях параллельного, но при этом раздельного сосуществования на одной территории несмешанных, дискретно различающихся и репродуктивно изолированных друг от друга расовых групп с чёткими границами и признаками разных биологических популяций и этнических культур. Речь идёт об уже расово смешанной популяции, иными словами о смешанной расе, в которой смешение генов, унаследованных от европеодов, негроидов и американоидов, имеет характер непрерывного градиента. Немаловажно также и то, что в культурном отношении этим уже смешанным биологическим популяциям соответствуют единые исторически сложившиеся этносы, причём возникшие на базе испанской колонизации, которая, в отличие от англосаксонской, изначально характеризовалась низким уровнем расовой сегрегации и высоким уровнем терпимости к смешанному происхождению. Наконец, отметим, что речь идёт не только о мексиканцах и пуэрториканцах, живущих у себя на родине в Мексике и Пуэрто-Рико, но и о мексиканской и пуэрториканской диаспорах в США, живущих в окружении чуждого им в языковом, культурном, религиозно-конфессиональном, а отчасти и в расовом отношении большинства, что, как можно было бы предположить, должно сглаживать и нивелировать значимость различий внутри диаспоры перед лицом чуждого окружения. И, тем не менее, даже при всех этих перечисленных условиях, работающих на внутреннюю консолидацию диаспор, оказалось, что у образовавших брачные союзы пар положительно коррелирует процент генов одних и тех же (в особенности преобладающих) предков. Если, например, у мужа-пуэрториканца был повышенный процент негритянских генов - то у жены их процент тоже был выше; мексиканцы с наибольшим процентом индейских генов чаще образовали пары между собой; и так далее. Авторы исследования решили проверить, сохранится ли этот эффект при другой группировке данных. Обследованных сгруппировали не по месту жительства, а по месту рождения, - и «эффект сходства» предковых генов у супружеских пар сохранился в каждой из выборок. Авторы также сравнили уровень избирательности скрещиваний по «предковым генам» и по образованию (числу лет, проведённых в образовательном учреждении). Известно, что по уровню образования наблюдается высокая положительная ассортативность. Она имела место и в изученных популяциях, но оказалось, что ассортативность по сходству генов предков ещё выше [62, 63]. Вполне предсказуемо большая доля генов европейских предков достоверно коррелировала с более высоким уровнем образования и доходов, то есть с высоким социальным статусом [62, 63].

Эти данные вполне очевидны в свете исследований, ясно и убедительно показавших большие и заметные различия в средних показателях интеллекта между выборками разных рас и, что ещё важнее, выявивших тот факт, что за эти различия отвечает преимущественно генетический компонент, а вовсе не социальное окружение или пресловутая «расовая дискриминация» [64] (в связи с темой значительного неравенства средних показателей расовых групп по интеллекту можно также упомянуть получившие широкую известность книги «Колоколообразная кривая: Интеллект и классовая структура американского общества» психолога Ричарда Юлиуса Херрнстайна (Richard Julius Herrnstein) и политолога Чарльза Мюррея (Charles Alan Murray) [65], а также «Коэффициент интеллекта и богатство народов» и «Коэффициент интеллекта и глобальное неравенство» психолога Ричарда Линна (Richard Lynn) и политолога Тату Ванханена (Tatu Vanhanen) [66, 67]).

В связи с корреляцией между долями генов белых и негритянских предков и социальным статусом естественным образом возник вопрос: не социальный ли статус определяет положительную ассортативность по «расовым» генам? Проведённый регрессионный анализ опроверг эту гипотезу и показал, что дело в выборе именно генов, а не в коррелирующем с ними уровне образования и доходов [62, 63]. Любопытно при этом, что гены, влияющие на рост и на цвет кожи (казалось бы наиболее внешне заметный признак расовой принадлежности и происхождения!), вообще не оказывали «усиленного» влияния на выбор партнёра (возможно, это объясняется слабостью связи между выбранными для анализа локусами и фенотипическими проявлениями). Таким образом, получается, что даже в уже смешанной популяции выбор партнёров при заключении брачных союзов всё равно работает не на усреднение и гомогенизацию генотипов и фенотипов и выработку некоего единого усреднённого генетического и морфологического типа, а, наоборот, на фиксацию существующих различий и сохранение градиента расовых признаков.

Иными словами, люди предпочитают по большинству признаков выбирать себе подобных, а вовсе не противоположности, как можно было бы ожидать, исходя из прямолинейно и буквально понимаемой логики преимуществ гетерозиса [60].

Но из этого общего правила есть важное исключение, о котором мы поговорим в следующих постах. (Да, разумеется, это пептиды ГКГ и определяемый ими запах).

(Из паблика "Обитель Аналитика", хозяин - эволюционный биолог)

#Тождество, Соционика, #Ревизия, #Активаторство, Психология, #Миражные, #Конфликтные, #Деловые, Наука, #Полудуальность, Общество, #Зеркальные, #Родственные, #Дуальность

Previous post Next post
Up