Про Древнюю Грецию и дневнегреческое искусство написаны тома и тома книг. Человеку, далекому от искусства, довольно сложно ориентироваться во всех периодах и достижениях древнегреческой цивилизации. Вернувшись недавно из Греции, я решила освежить свои знания, а так же попробовать упростить информацию до уровня любителя, чтобы прочитав этот пост, история древнегреческого искусства стала более понятна.
Я постаралась выделить самые значимые визуальные работы в каждом периоде древнегреческой цивилизации, а также указать, что и где можно увидеть своими глазами в современной Греции, почему это важно увидеть и как встроить осмотр достопримечательностей в исторический контекст одной из древнейших цивилизаций человечества. Я разбила пост на традиционные периоды, и в каждом выбрала только одну работу.
ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Эгейская цивилизация считается предком греческой. Без нее не были бы созданы все грандиозные классические памятники древнегреческого периода: Троя, вдохновляла Гомера, минойская вазопись и геометризированные узоры стали "предшественниками" древнегреческих ваз, микенские дворцы и мегарон - прототипом древнегреческих храмов. Этот период имеет смысл знать, чтобы понимать, откуда выросла древнегреческая цивилизация.
Основные произведения искусства: грандиозные дворцы с потрясающей настенной живописью, рельефами и священными садами, вазы, изящные предметы культа. Здесь уже была и письменность (не всю еще удалось расшифровать). Своеобразие этой культуры заключается в особом отношении и понимании природы и места человека в ней. Для критян природа носила божественный характер, а значит, была совершенной, полной особой красоты. Вместо богов, они часто изображали луга или поросшие цветами скалы, населенные "богами" в другом обличье - обезьянами или птицами.
Крит и Кносский дворец
В начале II тысячелетия до н.э. на Крите в пяти городах были построены дворцы: Кносс, Феста, Гурния, Маллия и Като-Закро. Самый известный из них, конечно, Кносский, его и выберу в качестве иллюстрации всего периода. Критские дворцы представляли собой группу построек вокруг внутреннего двора (он всегда прямоугольный и определенного размера, 52х28 метров), предназначались для религиозных и светских целей. Дворцы ориентированы по сторонам света и имели связь с горными святилищами ("места обитания" небожителей, где производились религиозные церемонии): каждый дворец ориентирован на священную гору, хорошо видимую из дворца (Кносский дворец ориентирован на гору Юкта). Такая связь иллюстрирует сущность дворцов и довольно запутанные религиозные отношения на Крите: скорее всего, дворцы предназначались для правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах. Критский правитель, наделенный "божественной" властью, выступал в роли сына или супруга (или сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.
Саму богиню могли олицетворять гора или дерево. Критского бога представляло собой существо в образе быка - его изображениями заполнен весь Кносский дворец. Не буду вдаваться в мифологию, расскажу о художественных особенностях одной из фресок дворца. На фреске хорошо видна динамика минойского искусства ( в отличие, например, от древнеегипетских "застывших" образов с остановившимся взглядом), здесь схвачено действо, бык летит в пространстве, но борцы ловчее и успевают одолеть быка. Здесь нет линии горизонта, как будто нет границы между землей и небом.
Несмотря на, казалось бы, простую конструкцию дворцов (квадратный блок с центром - двором), они сложны, запутаны, огромны: с этажа на этаж ведут переходы и лестницы, и неожиданно посетитель мог оказаться или в парадном зале, или на лоджии, или в ванной комнате :) Контрасты света и тьмы, открытости и замкнутости, сумрака и красок, подъемов и спусков, должно быть, производили неизгладимое впечатление на посетителей. Нам остается только представлять, каким волшебным было это посещение и постараться не заблудиться в развалинах того, что некогда было Кносским Дворцом.
Фера и фреска из Западного дома