Глядя на то, как читает моя дочка, понимаешь, насколько различается восприятие книг взрослыми и детьми. Да и сама я отлично помню свои детские эмоции от книжных сюжетов. Иногда мне даже кажется, что взрослые люди - бывшие книжные дети - всю жизнь гоняются за новыми книгами в надежде получить такие же яркие впечатления, как в детстве.
Я давно подбиралась к рецензии на книжку Ильи Дворкина «Голова античной богини», которая вышла в 1976 и, кажется, не переиздавалась. Я специально перечитала её взрослым взглядом, и частенько скептически цеплялась взглядом на шероховатость фраз и сюжетных конструкций. Зато я поняла, что меня привлекало в этой книжке в детстве так сильно, что я перечитывала её не меньше пяти раз: это настоящий детский боевик. Не детектив, - а именно боевик: с супердевочкой и супермальчиком в главных ролях и, конечно, с романтической линией отношений между ними и финальной победой добра над злом.
Сейчас у меня вообще вызвало вопросы описание кровавых драк между двенадцати-тринадцатилетними детьми, которое, как мне кажется, не прошло бы в печать в наше время. И мне стало интересно: а вообще, возможно ли появление качественного боевика сейчас - во время всеобщей толерантности и политкорректности? И если, да, то на каком фоне? Кто подошёл бы на образ врага, который в те времена был так или иначе привязан к фашистам или шпионам?
Сюжет книжки разворачивается в двух плоскостях: современные автору археологи 70-х работают на раскопках в южном городе. В этом городе прошло детство отца главной героини супердевочки Вити, которая плавает как дельфин и владеет боевыми искусствами. Детективная история с похищением найденной ценной головы античной богини происходит как отголосок давней послевоенной истории, и герои-злодеи те же, только повзрослевшие. Только после войны они сбывали перекупщикам иконы, а теперь воруют археологические находки.
Сквозное пристрастие автора к Элладе очень напоминает «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова, написанное в 1963 году, только сильно упрощённое - не философия, а оболочка. И всё равно, в книге и сейчас есть магия, которую я определила, наверное, как магия искренних чувств. Взрослому эту смесь дружбы, вражды, симпатии и нежности уже не скормишь - но для подрастающего ребёнка по-моему, - это то, что надо. И то, чего сейчас почти не найдёшь в современных книжках.
С другой стороны, любовь до гроба и дружба до последней капли крови - возможно, - и создают у детей ту завышенную идеалистическую планку, в поисках которой они потом и бегают по жизни? Кто знает, может, люди, лишённые в детстве этих эталонных образцов, въевшихся в мозг, в целом проще относятся к жизни и людям - и им от этого легче жить?
Ещё в книжке странно раздражающие картинки. Раздражают они своей скромной цветовой гаммой для нынешнего искушённого глаза. Но при этом - и это я тоже помню из детства - подкупают какой-то неподдельностью: не фотографической чёткостью изображения, а точным настроением , ощущением от небольшого приморского южного городка.
В общем, сейчас книга вызвала больше вопросов, чем ответов. Например, почему, при нынешнем богатстве полиграфии, книжные картинки не производят такого впечатления? Может, художников хуже учат? А, может, изобилие материалов, способов и методов ослабляет талант и воображение?
Ещё вопрос: почему книжки Дворкина не переиздают? Потому что в них слишком силен непонятный нынешним детям исторический контекст, который нужно разъяснять в предисловиях?
И, наконец, тот вопрос, с которого я начала - с какими врагами могли бы бороться нынешние дети, вздумай кто-то из писателей написать качественный детский боевик?
Справка: Писатель Илья Дворкин прожил недолго, всего 40 лет, но написал довольно много детских книг. Я читала только одну, но после прочтения рецензий думаю, что может быть, для своего ребёнка поищу ещё парочку. Только к её 10 годам, не раньше.
Сейчас некоторые книги Дворкина переизданы, а некоторые можно найти у букиниста:
https://www.livelib.ru/author/313926/top.