Когда мы были маленькими, а образование - бесплатным, музыку принято было ненавидеть.
Анри Матисс. "Фортепиано"
С первого по седьмой класс ходить в музыкальную школу из-под палки считалось трендом. Тем не менее, Кистенёва, Брагина и Флягина, трижды в неделю плетущиеся на «фано», каждый раз лучились скромной гордостью страдальцев, познавших тяжесть труда. А Назаркин и Подвойский, дудевшие в кларнет и флейту, вообще скрывали свои занятия в музыкалке, пока их там не запалили девчонки из седьмого «Б».
Парадокс, но сейчас все мы, уныло долдонившие гаммы Черни, прелюдии Шопена, и особенно, бетховенское «К Элизе» (о, как достала нас эта покойная Элиза!), с маниакальным упорством стремимся «отдать на музыку» уже собственных детей, да и сами нет-нет, да и потрогаем украдкой клавиши старенькой «Лирики», досадливо морщась на утрату беглости пальцев.
А мышцы, между прочим, помнят: я до сих пор могу отвинтить с банок крышку любой сложности лёгким движением кисти, а однажды даже разогнула пальцы мошеннику, здоровому дядьке, который уже почти отнял у меня мои кровно заработанные купюры.
Сейчас увлечение музыкой начинает становиться модным: кругом открываются разнообразные кружки вокала, игры на гитаре, курсы юных и взрослых ударников и бас-гитаристов. О музыке пишут книжки и публикуют статьи.
У меня тоже нашлись причины отдать свою первоклашку в музыкальную школу: умненькому, развитому, читающему ребёнку в обычной школе скучновато, поэтому, первые школьные годы - это скорей социальное, чем образовательное мероприятие. Лично меня начальная школа расхолодила в плане прилежания так, что как следует сконцентрироваться на учёбе, я смогла только в институте. А занятия музыкой - это такой своеобразный микс из труда и рыбки, ремесла и творчества, когда без первого ни за что не возникнет второе. Я рассчитываю, что, приучившись без расслабляющих каникул распевать в разных тональностях «Андрея-воробея» и рисовать радугу «до», мой ребёнок просто привыкнет регулярно трудиться. Хотя, честно говоря, чтобы пробить эту идею, мне пришлось выдержать несколько локальных битв с мягкосердечными домочадцами, которые спели любимую многими родителями песню о «большой нагрузке в школе».
Вторая песня была про то, что неужели - опять! - придется покупать пианино, этот гигантский дорогущий гроб на колёсиках весом 250 кило, с которым потом невозможно никуда переехать и никому его сбыть.
И знаете, что? Гроб на колёсиках в отличном состоянии нашёлся на авито, его стоимость оказалась равна доставке и настройке, да ещё и отличный настройщик, Илья Дубровский (
http://www.kammerton.ru/), который курировал наш инструмент несколько лет до нас, снабдил меня и, главное, моих недоверчивых домашних полезной памяткой: «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу», авторства проректора Российской академии музыки им. Гнесиных Дины Кирнарской.
Поскольку так просто нагуглить этот текст не удалось, я решила привести его здесь целиком:
«Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу
Несмотря на то, что ребенок фальшиво поет песню Чебурашки и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка "на музыку"; несмотря на то, что ребенку вообще некогда: английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее… Есть веские причины всё это преодолеть, и все-таки учить своё чадо музыке и эти причины должны знать современные родители.
1. Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
• Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплинy: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
• Внимание, строгие родители!
Музыка - это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пpocтpaнственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а пpoфессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
• Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров!
Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка, потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендовали всем будущим полиглотам музыку.
• Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков!
Вначале было Слово, но еще раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
• Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров и программистов!
Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Мiсrosoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения, или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и дрyгими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
• Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй!
Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера -
обезоруживающая улыбка "хорошего парня".
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
• Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости!
Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый "стакан воды".
8. Занятия музыкой приучают "включаться по команде". Музыканты меньше боятся страшного слова «deadlinе» - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности "по заказу" и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад.
• Внимание, беспокойные родители!
Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и apтистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких "цезарей", умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читaющий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам.
Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
• Внимание, перегруженные и усталые родители!
Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп.1-9. Немудрено, чтo музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались!
И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру».
Единственное, что я, как мама дочки, изменила бы в этом тексте - последовательность. Первая причина должна быть последней - ну это уже на мой частный, независимый вкус:)