Огласите весь список... пжалста
х/ф Операция «Ы» и др. приключения Шурика
Идея равенства людей пред Богом проникла в Индию в первые века Христианства (распространившемуся в основном вдоль Малабарского побережья) и затем была вторично и гораздо более настойчиво (можно сказать, на саблях) экспортирована мусульманами, начавшими покорение Индии несколько веков спустя.
Идея такого равенства встретила ожесточенное сопротивление среди верхушки сословно-кастового общества государств Индии, но пришлась по душе многим представителям низших слоев индийского общества и обнищавших брахманов, обращавшихся, как правило, к таким же как они нищим и обездоленным.
Именно христианское и мусульманское влияния послужили причиной всплеска активности многочисленных проповедников бхакти, основывавших свои секты и секточки сначала на юге, а затем и по всей Индии. Чайтанья был далеко не единственным, далеко не первым и далеко не самым успешным основателем одной из таких сект, мутивших воду по берегам традиционного храмового индуизма. Хочется, восстановив справедливость, сказать по паре слов и об остальных мутителях.
Кстати, самым ранним текстом, упоминающим само понятие «бхакти», является текст Бхагавад-гиты, окончательно сложившийся и зафиксированный в VII веке после Рождества Христова. Но в Гите понятие «бхакти» встречается лишь как концептуальная идея. Реальное, практическое распространение течений бхакти начинается в Тамилнаде лишь в IX-XI веках. Именно из Тамилнада эти идеи впервые начали проникать на север Индии. Итак:
Рамануджа (1017-1137) Жил и проповедовал в Тамилнаде и Карнатаке. Основатель собственной вайшнавской секты, расколовшейся позже на множество направлений и самостоятельных подсект. Считается влплощением Ананты (Вишну).
Нимбарка (1130-1200) Жил и проповедовал в Андхре. Основатель собственной вайшнавской секты. Считается воплощением Сударшаны (сюрикэна Вишну).
Чакрадхар (1230-1272) Жил и проповедовал в Гуджарате. Основатель собственной вайшнавской секты. Считается воплощением кришны.
Намдев (1270-1350) Жил и проповедовал в Гуджарате, Пенджабе и Махараштре. Несколько вайшнавских сект направления варкари считают его своим основателем.
Днянешвар (1275-1296) Жил и проповедовал в Махараштре. Секту не основал, но оставил комментарий к Гите на маратхи, ставший впоследствии «библией» для ряда вайшнавских сект. Считается воплощением Вишну.
Мадхва (1281-1360) Жил и проповедовал в Карнатаке. Основатель собственной вайшнавской секты. Считается воплощением Ваю (бога ветра).
Экнатх (1533-1599) Жил и проповедовал в Махараштре. Основатель собственной вайшнавско-суфийской секты.
Кабир (1399-1518) Мусульманский ткач. Проповедовал единство Аллаха и Рамы.
Рамананда (1400-1470) Жил и проповедовал в Варанаси. Основатель собственной вайшнавской секты. Принимал в секту представителей всех каст, включая неприкасаемых и мусульман. Считается совместным воплощением одной из гопи-любовниц кришны и воина Арджуны в одном лице.
Равидас (XV-XVI вв.) Проповедовал в Уттар-прадеше и Махараштре. Основатель собственной вайшнаво-суфийской секты.
Валлабха (1448-1539) Жил и проповедовал в Доабе. Основатель собственной вайшнавской секты. Считается воплощением кришны.
Шанкарадева (1449-1568) Жил и проповедовал в Ассаме. Основатель собственной вайшнавской секты. Считается воплощением кришны.
Нанак гуру (1469-1539) Последователь Кабира. Основатель собственной вайшнавской секты, вышедшей впоследствии из индуизма и превратившейся в отдельную религию - сикхизм.
Сурдас (1483-1563) Последователь Валлабхи. Основатель собственной вайшнавской подсекты.
Чайтанья (1486-1533) Жил и проповедовал в Ориссе. Основатель собственной вайшнавской секты. Считается воплощением кришны и его главной любовницы Радхи в одном лице.
Мира Баи (1498-1546) Вдова махараджи Читора, отказавшаяся совершать обряд сати и бежавшая во Вриндаван, а затем в Двараку. Считала себя любовницей кришны и писала восторженные стихи о своей любви, ставшие вайшнавской классикой. Её творчество является богооткровенными текстами для ряда более поздних сект, обожествляющих поэтессу.
Тулсидас (1532-1623) Жил и проповедовал в Варанаси. Основатель собственной вайшнавской секты. Считается воплощением древнего писателя Вальмики и обезьяны Ханумана.
Даду Дайял (1544-1603). Чесальщих хлопка, скомпилировавший учения Намдева, Кабира и Равидаса. Основатель вайшнавско-мусульманской секты, проповедующей равенство всех религий.
Тукарам (1598-1650) Жил и проповедовал в Махараштре. В видениях получал откровения от Намдева и Чайтаньи. Основатель собственной вайшнавской секты в рамках более крупного движения варкари.
Рамдас (1608-1681) Жил и проповедовал в Махараштре. Основатель собственной вайшнавской секты. Считается воплощением Рамы.
И это, так сказать, только успешные вайшнавские сектостроители, чье «дело» не сгинуло в веках. Есть еще гораздо более многочисленные шайвские и, еще более многочисленные, шактистские.
Конечно, проникновение идеи равенства всех людей пред Богом не могло не встретить хоть какого-то отзыва в сердце любого униженного и оскорбленного индуса. Это понятно. Но процесс популяризации идей основателей всех этих религиозных движений был еще тесно связан и с процессом формирования в средние века национальных языков и литератур в различных регионах Индии, а также переводом основных санскритских текстов на местные языки. В силу того, что индуизм не кодифицирован, любой перевод с санскрита (да что там перевод, даже просто прочтение) чреват внесением в текст переводимого санскритского произведения каких угодно идей и фантазий переводчика. И основанием собственной секты. «Рамачаритаманаса» того же Тулсидаса, написанная на хинди, это далеко не «Рамаяна» Вальмики. Сюжет, конечно, остался, но он является лишь скелетом, на который совсем другое «мясо» наросло. Кстати, это касается и Прабхупадных переводов на английский тех же Гиты с Бхагавата-пураной. Нормальное для индуизма явление - полная духовная свобода СВОБОДИЩА.