ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИДЕИ

Jul 01, 2013 06:27

                                                                                                                               Эту песню, товарищ Митрофанов, Гагарин пел в космосе.
                                                                                                                                                                                                        тов. Дынин

Динамику развития взглядов на посмертное существование в Древней Индии проанализировал в своей небольшой статье историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и РФ, автор нескольких десятков монографий и свыше двух тысяч статей Игорь Васильевич Бестужев-Лада.



Сатья озаглавленная «Эсхатология индуизма (Футурологический аспект)» была опубликована в сборнике «Индуизм. Традиции и современность» в 1985 году.



Как же выглядит динамика изменений взглядов индийского общества на этот вопрос с течением веков?

Певый этап. Ведийский период (XV век до Р.Х.)

Какое-либо специальное учение о загробной жизни в этот период еще отсутствует. Индоарии той эпохи были убеждены, что смерть - это не конец вообще и что однажды возникнув, живые существа уже никогда не кончают своего существования. В их представлении, местом нахождения благочестивых людей после смерти, была некая «страна заходящего солнца», царем которой является Яма, который тогда еще не являлся грозным владыкой суда и мщения, а был просто царем мира мертвых. Чем занимались души умерших в царстве Ямы? Вцелом, тем же самым, чем и до смерти, только более совершенным и возвышенным образом. Их жизнь ничто больше не омрачало. Тексты той эпохи часто упоминают пиры, происходящие в загробном мире, отсутствие в нем голода, жажды, отсутствие брачных отношений между обитателями той страны. Очень важным моментом во взглядах на посмертное существование являлось представление о том, что жизнь в загробном мире - это вечный и неизменный удел избранных. Индийцы ведийского периода верили в то, что блаженная участь небожителей - это свободный дар неба богобоязненным жителям нашего мира, знавшим о своей обязанности приносить жертвы богам и не игнорировавшим эту свою обязанность. И, наконец, существовало представление о посмертном месте пребывания нарушителей жертвенного долга, не верящих в богов, как о мрачной бездне из которой нет возврата, в которую их низвергает Варуна.

Второй этап. Период брахманизма (VI век до Р.Х.)

Важным рубежом с которого начинается новая эпоха во взглядах индийцев на загробное существование становится внезапное появление учения об иллюзорности всего сущего в текстах периода брахманизма. В этот же период впервые обнаруживается идея Брахмана - безличной бестелесной бескачественной субстанции, лежащей в основе мироздания и периодически вызывающей гибель и возрождение мира. Начинает формироваться и развиваться учение о мокше - возможности в течение жизни соединиться с Брахманом путем отрешения от внешнего мира и сосредоточения на сущности Брахмана. И, наконец, появляется учение о карме - как принципе посмертного возмездия за поступки, совершенные в течение жизни. Представления о вечности посмертной участи души начинают вытесняться представлениями о временном пребывании души после смерти на небе или в аду и последующем вторичном воплощении небожителя в человека высокого положения, а обитателя ада - в человека низкого происхождения или даже животное. Возникает конфликт между идеей о вечном пребывании души в мире богов и предков и идеей о вторичном возрождении души в мире людей. Этот конфликт долгое время остается нерешенным.

Третий период. Период поздних упанишад (IV век до Р.Х.)

В текстах этого периода можно наблюдать попытки примирения противоречащих друг другу концепций (о «вечном посмертии» и «вторичном воплощении»). «Удачным» и жизнеспособным решением этого конфликта становится усложнение идеи вторичного перевоплощения и дальнейшая её трансформация в идею множественных перевоплощений. Так же постепенно усложняется и детализируется учение о воздаянии (карме). Его связь с учением о множественности перевоплощений углубляется.

Четвертый период. Период фиксации пуран (IV - XVI вв.)

В начале этого периода происходит первая письменная фиксация учений о планетных уровнях, вселенских временных циклах (югах, мировых годах, днях Брахмы и т.д.) с наложенными на них учениями о карме и реинкарнации в виде мифических повествований о богах и героях прошлого.

Процессы дальнейшей письменной фиксации и детализации мифов индуизма, опирающихся на идею перевоплощения, как одну из основных, а также создание новых мифов продолжаются и поныне.
Previous post Next post
Up