Сколько я зарезал, сколько перерезал, Сколько душ я загубил...
Моргала выколю, пасть порву!!!
Доцент, х/ф «Джентельмены удачи»
У Вишну (Кришны), как и любого другого члена языческого пантеона есть определенные атрибуты. Именно благодаря им верующие язычники, а равно и искусствоведы способны отличить одного бога отдругого. Вот и у Вишну эти атрибуты имеются. Один из них - сударшана-чакра (своего рода летающая тарелочка).
Сударшана чакра - это такая штуковина, которую четырехрукий Вишну держит указательным пальцем правой верхней руки. Диск такой с дырочкой посередке, вроде CD или DVD-диска. Он служит Вишну и его аватарам оружием. Если нужда возникает, то Вишну этот диск швыряет куда надо и там убивает кого надо (демонов там всяких обычно), чаще всего путем обезглавливания или отрубания других жизненноважных частей тела.
Если Вишну необходимо кого-нить убить, то сударшана-чакра может принять вид любого оружия: когда Нрисимха разрывал хера Тиранья...,тьфу, тело Хиранья-кашипу, то сударшана-чакра была его когтями, а когда Вишну приходил в виде кабанчика, то чакра стала его клыками. В общем, смысл понятен. Аватаре Вишну в Индии положено являть свои атрибуты. Для усиления веры в себя окружающих, а равно и их домочадцев. Обычно для этих целей те, кто объявляет себя аватарами, осваивают пару несложных фокусов: шпагу могут проглотить, огонь изо рта выпускают, да мало ли.
И вот появляется в конце 15 века Нимай Джаганнатхович (печально известный как Чайтанья), и тоже начинает выдавать себя за аватара. Хотя он сам-то может и вправду считал, что он аватар. Сейчас сказать трудно. А может просто по-доброму разводил всех. «Науке это не известно. Наука пока не в курсе дела». (с) Чайтанья решил убедить своих последователей в том, что у него имеется сударшана-чакра. Ввиду того, что индийская промышленность в 15-16-ом веках еще не освоила выпуск CD-дисков, Нимай Джаганнатхович воспользовался старым, проверенным и широко распространенным приемом - решил своих последователей надурить. Если б он был знаком с русской пословицей «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе», то, конечно, не попал бы в ряд неловких ситуаций, в какие обычно попадают вруны, когда их к стенке прижмут.
Видимо, НимайДжаганнатхович все же чувствовал себя неловко перед последователями за то, что он аватара сугубо мирная, потому что до потомков дошел следующий разговор Чайтаньи и Харидаса, состоявшийся спустя много-много лет после мифического избиения на 22 базарных площадях. Он описан в Чайтанья-Бхагавате. Сокрушаясь о том, что мусульмане когда-то всыпали Харидасу по первое число, наш восторженный аватар начинает вдохновенно сочинять следующее: «А я ведь был там, когда тебя лупили. Сижу я как-то на Вайкунтхе, чай пью имбирный, вдруг слышу - Харидаса в материальном мире опять за что-то бьют. Я чай бросил, сударшана-чакру с гвоздя схватил и бегом сюда! Ну думаю: дежитесь демоны мусульманские - покрошу всех в люля-кебабы. Уже и руку занес, чтобы чакру швырнуть и... никак. Жалко тебе их было, Харидас, демонов-то. Что тому первомученнику архидиакону Стефану. Не могу ж я через жалость бхакты своего переступить. Уж я и так, и сяк - не могу. Так и не применил. Вернулся на Вайкунтху и на гвоздь повесил. А сам сел чай остывший допивать». Так шестилетние мальчишки про войну рассказывают: «Если б я там был, я б Гитлера как убил, а потом бы ка-а-а к сел на самолет реактивный - и улетел». А взрослые тихонечко гладят их по голове и улыбаются. Наверно, старенький Харидас поступил так же, мудро сделал вид, что поверил. Ну зачем же человеку настроение портить, правда?
Но Чайтанья не оставлял попыток у бедить окружающих в том, что сударшана-чакра у него всё же имеется. Такая жалкая сцена состоялась, когда Нимай Джаганнатхович посылает того же Харидаса с Нитьянандой на проповедь своих галюцинаций среди мирного населения. Посылаю, говорит, вас, словно овец среди волков, но вы не бойтесь, если они вас слушаться не будут, и повторять, что вы им велите, не станут, то я лично приду и своей сударшана-чакрой им всем до одного бошки посшибаю. История умалчивает о том, поверили ли Харидас с Нитьянандой в эту мощную поддержку, и удалось ли им хоть кого-нибудь из граждан напугать. Скорее всего, щедро выписанный вексель от аватара так и остался неиспользованным.
Однако в третьем эпизоде, связанном с сударшана-чакрой, кровь всё-таки пролилась. Но это была кровь Нитьянанды, сунувшегося с проповедью кришнаизма к двум хорошенько нетрезвым гражданам, известным в кришнаитской мифологии как братья Джагай и Мадхай (имена, скорее всего, вымышленные). Они не собирались его бить, просто послали подальше и швырнули в надоедливого проповедника глиняный горшок. Как известно, пьяная рука самая меткая. Не думая и не гадая кто-то из братьев угодил Нитьянанде в голову. Кришнаистский эпос воспевает рану, нанесенную горшком, как подвиг веры. А пострадавшего Нитьянанду, как окровавленного с ног до головы героя эпической мощи и глубины (так что Гильгамеш, Геракл и Один нервно курят в сторонке). И тут на сцене появляется бурно галлюцинирующий аватар, размахивающий правой рукой и кричащий: «Ну всё! Вам конец! Вы покойники! Щас я вас буду резать на ленты для мриданги своей чакрой-сударшаной!» Это был самый напряженный момент. Так как уже в следующий момент чакра обязана была появиться. А появляться-то ей неоткуда. А народ бенгальский уже рты пораскрывал и ждет. Неловкую ситуацию спас Нитьянанда, отведавший горшка. Ему бонус за сообразительность. Он бросился к аватару со словами: «Прости им, Чайтаньюшка, я на них зла не держу. Они хорошие». Кто догадался, что история потырена из Нового Завета, тому тоже бонус. Короче, Нитьянанда Чайтанью отмазал.
Так и не удалось любознательным бенгальцам ни разу узреть сударшана-чакру от очередного аватара. Ну, хоть угроз послушали вволю.