Мамаева слобода - это воспроизведенное во всех деталях казачье поселение XVII века.
В советское время мы мало что знали о казаках. В основном как они на службе царского правительства подавляли народные выступления и т.п. Я практически не знакома с бытом и культурой казаков, исключая "Тихий Дон" и Кубанский казачий хор. И то, и другое очень люблю.
Поэтому мне было интересно посетить музей под открытым небом Мамаеву слободу.
«Украина - терра козакорум» - «Украина - земля казаков», - сказал в середине XVII столетия французский инженер-картограф Гийом Ле Васер Де Боплан. Словно в напоминание об этом в семи километрах от столичного Крещатика, вокруг исторического урочища, в котором находится исток реки Лыбедь, на территории девяти гектаров было решено воссоздать тематический дендропарк, или же на языке официальных документов - «уголок украинской природы, архитектуры и быта «Мамаева Слобода» (
сайт музея).
При входе висит карта слободы. Можно видеть как много здесь объектов. На официальном сайте музея упоминается цифра 98 объектов:
Поскольку казаки - военное сословие, занимающееся охраной границ, то естественно первое, что нам встречается в слободе - это хвигура. Т.е. сигнальная башня, состоящая из бочек, наполненных смолой. В случае опасности смола поджигается, и дым сигнализирует соседним слободам о тревоге:
Ворота, или царина, распахнуты для встречи гостей. По народным представлениям, ворота - место, через которое проходит солнце, весна, счастье, радость, а также души умерших. Это символ надежной охраны от враждебных сил. Символ начала нового пути, это выход на небеса и в земной мир:
Пройдя в ворота попадаем на перекресток с капличкой:
Каплица - небольшое молитвенное сооружение с иконой или же церковь без алтаря. Каплицы, как правило, ставили где-то на перепутье. Поскольку перепутье или же перекресток дорог по народным верованиям - место, где любит собираться нечистая сила, то чтобы путнику она не смогла навредить на этом месте и ставилась каплица с иконой Божьей Матери, которой он мог поклониться и помолиться Господу Богу за благополучное завершение своего пути:
Есть здесь и Мамаев курган с идолом:
Хотя все строения в слободе полностью новострой, но сделано с большой любовью:
Удивительно. Из центра современного Киева попадаешь в XVII век. Тишина, покой:
Мельница, или ветряк. Около ветряков путники отдыхали, по ним отмеряли дорогу. Двигая крыльями, они будто взлетали в небо, а в неподвижном состоянии были воплощением величественного покоя:
И пасущиеся рядом кони:
Распятие на дороге видно тоже поставлено для того, чтобы оградить от действия злых сил:
Встречается много прудиков, кишащих рыбой, лягушками и водяными лилиями:
Но, конечно, центром слободы является уникальная трехэтажная казацкая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы:
Подобного вида церкви находились на территории Запорожской Сечи в годы гетманщины Богдана Хмельницкого. Построена она без единого гвоздя:
Необычны кресты на куполах:
Рядом с церковью колькольня, тоже деревянная:
Исключительно интересно и нарядно внутренне убранство церкви:
Вышитые рушники:
Хотя Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в новом тысячелетии, однако среди многих киевлян уже утвердилась мысль о том, чтобы мальчик вырос настоящим рыцарем-казаком, то есть мужественным и достойным мужчиной, его нужно крестить именно в этой казацкой церкви, а девушкам непременно нужно идти ставить свечу и молиться к иконе "Богородице Слободской Царице казацкой", с тем, чтобы Богородица послала им красивого жениха:
Очень необычная икона "Всевидящее око":
Поскольку отмечался праздник Троицы, то церковь была уркашена зелеными ветками:
Интересно, что во дворе церкви поставлены казацкие кресты, очень похожие на мальтийские.
Собственно, слова «козачество» и «рыцарство» в Украине издавна были синонимами. Считается, что Вишневецкий, много путешествовавший по Европе, заложил в основу Сечи многое из традиций европейского рыцарства, в частности, Мальтийского ордена (Сечь возникла всего четверть века спустя после основания Мальтийского ордена и запорожцы нередко именовали себя «мальтийскими кавалерами» и даже носили на груди восьмиконечные мальтийские кресты с «ласточкиными хвостами»)...Кстати, по утверждению историка В. Акунова, козаки могли «заимствовать мальтийские кресты не только напрямую у рыцарей Мальтийского Ордена, но и опосредованно, через воинов польско-русско-литовской Речи Посполитой. Дело в том, что отборные войска этого государства, чьими подданными, а вернее - союзниками, на протяжении столетий являлись козаки, состояли из рыцарей, украшавших свои кирасы и флюгера (флажки) на копьях “кавалерскими” мальтийскими крестами» (
сайт музея).
Казацкие кресты установлены в честь 230 годовщины разрушения войсками Екатерины II Запорожской Сечи 14 октября 2005 года. На каждом из 38 каменных крестов, изготовленных из степного песчаника, вычеканены названия всех тридцати восьми куреней Войска Запорожского Низового:
Рядом с церковью раскинулась ярмарочная площадь. На площади выставлены орудия, а на заднем плане войсковая канцелярия и что-то типа наблюдательного пункта:
Наверное, из таких пушечек стреляли в XVII веке:
И тут же рядом - дыба:
За дыбой виднеется дом казака-джура. Как я понимаю джур - это рядовой казак.
Вот его дом:
Окна в хатах застелклены не обыкновенным современным стеклом, а вручную сделанным, как бутылочные донышки:
Хозяйственные постройки: хлев, амбар и курятник:
Важно разгуливают куры с такими лохматыми лапками:
Каменица казацкого старшины. Построена на основе архитектуры барокко, характерной для того времени. В качестве прототипов использовались трапезные Видубицкого и Михайловского монастырей, а также дом Галшки Гулевичивны на Подоле (все в Киеве):
Образцом лепнины стала отделка коллегиума, который расположен в Вознесенском монастыре в Переяславе-Хмельницком:
Это сооружение во дворе дома старшины, наверное, - поилка для лошадей. Зато на каких львах оно покоится:
Вообще, каменица - довольно солидное здание. Смотрите какие контрфорсы его поддерживают:
За каменицей расположен хозяйственный двор старшины:
Что же. Это все, что я успела посетить в Мамаевой слободе. Осталось еще много чего неосмотренного. К тому же я не фотографировала интерьер казацких домов. А там есть много интересного. Рекомендую, будучи в Киеве, посетить слободу. Вам расскажут про житье-бытье казаков, про их историю, обычаи и верования. А в шинке накормят и напоют традиционными блюдами и напитками, изготовленными по древним рецептам. Споют и станцуют.
Кстати, кто же такой этот Мамай, в честь которого названа слобода?
Козак Мамай - один из самых популярных на Украине образов казака-рыцаря, которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом. Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Образцы картин Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами (
Википедия).
Вот он, казак-характерник, который, разостлав волшебный ковер посреди реки, почивает за трапезой, зачаровывая игрой своей кобзы окружающую его природу. Затем он может - так, между прочим, - изловить троих турок своими шароварами, повязав их очкуром, или же, верный своей рыцарской судьбе, так же непринуждённо сломать хребет десяти ляхам. Это - настоящий, живой народный миф, наивно-реалистичное ощущение исторической действительности (
История Казачества XV-XXI вв.).
Таким его изобразил неизвестный художник XIX века: