Феминистское воздействие «Шоу Мэри Тайлер Мур»

Dec 01, 2013 23:02

Хоуп Риз
Действительное феминистское воздействие «Шоу Мэри Тайлер Мур» было негласным
Шоу дало женщинам первые возможности занять комнату автора ситкомов


Фото: Валери Харпер, Клорис Личман, Мэри Тайлер Мур в последнем эпизоде «Шоу Мэри Тайлер Мур» в 1977
В начале 1970-х Этель Винант приходилось выставлять перед комнатой отдыха в офисе CBS [американская телерадиосеть] туфли, чтобы предупредить мужчин, что комната занята. Будучи вице-президентом по кастингу талантов, она была первой женщиной-руководителем на сетевом телевещании. Но на работе не было никаких дамских комнат, не говоря уже о замке на двери.
Эта деталь из жизни телевизионного бизнеса - одна из многих деталей, которые делают книгу Дженнифер Кейшин Армстронг «Мэри, и Лу, и Рода, и Тед: И все блестящие умы, которые сделали «Шоу Мэри Тайлер Мур» классикой» богатой хроникой женщин, создающих историю. Героини Мэри Ричардс и её подруга Рода Моргенстерн представляли сильных и независимых женщин. Негласно эти женщины, как пишет Армстронг, служили образцом для подражания тем женщинам, которые хотели начать свою карьеру. Первый раз в телевизионной истории женский взгляд не только высоко ценился, но и определял успех шоу.
«Шоу Мэри Тайлер Мур», которое Армстронг называет "первым ситкомом ТВ, где доминируют женщины", впервые вышло на экраны в 1970. Америка находилась в середине пути движения за права женщин: «Загадка женствености», выпущенная в 1963, убеждала женщин попробовать работать вне дома, затрагивая важные для домохозяек струны. Контрацепция стала доступна всем женщинам, независимо от матримониального статуса, в 1972. Всё больше женщин получало дипломы и отправлялось на поиск рабочих мест.
Однако рабочие места оставались во власти мужчин.
Таким образом, когда героиня Мэри Тайлер Мур, Мэри Ричардс, одинокая в 30 лет, переезжает в Миннеаполис и начинает работать ассоциированным продюсером в WJM-ТВ, она делает то, что ни один персонаж женского пола на телевидении не делал прежде. Создатели Джеймс Л. Брукс и Аллан Бернс первоначально представили Мэри как недавнюю разведёнку, но исследовательский отдел CBS с этим не согласился. «Американские зрители не потерпят разведённых, к ним они даже менее толерантны, чем к евреям, мужчинам с усами и жителям Нью-Йорка». Брукс и Бернс пошли на компромисс - Мэри будет выходить из длительных отношений с мужчиной, которые она поддерживала с медицинской школы. (Другие персонажи шоу, однако, нарушали все правила: Рода Моргенстерн - еврейка из Нью-Йорка; Лу Грант разводится со своей женой; Тед Найт отращивает усы) Подразумевается, хотя это никогда и не было явно озвучено, что Мэри со своим возлюбленным "жила во грехе", который оказалось достаточно просто  преодолеть.
И всё же старт «Шоу Мэри Тайлер Мур» был небезоблачным: реализаторы сомневались, что шоу окажется успешным; первая запись на плёнку оказалась катастрофической, критики просто съели её живьём; а кроме того первоначально шоу выходило в худшее время (конкурируя против «Шоу Дон Ноттс»).  Журнал Time назвал шоу "катастрофой", а St. Petersburg Times объявил Мэри "старой девой".
Но прошло не так много времени, и страна начала влюбляться в девушку, "которая могла зажечь мир своей улыбкой", как пелось в заглавной песне. Всё больше женщин, выходящих на рынок труда, видели в Мэри образец для подражания, завидуя её уютной квартирке и яркой дружбе. Шоу переключилось от домашней сферы к изображению женщины в офисе. В этом шоу, одном из первых, могло прозвучать откровенное слово «гей» в отношении персонажа мужского пола и «контрацепция». Но одной из самых сильных сторон шоу, как справедливо отмечает Армстронг, была его тонкость. Шоу смогло раздвинуть границы, заполняя состав такими циничными, сложными персонажами, как Лу и Рода, таким образом, чтобы Мэри «казалась особенно целостной на фоне контрастирующих с ней героев», как пишет Армстронг. Мэри «представляла 'хороших девочек' и создавала впечатление уязвимости, ранимости», что и является «тайной её уникальной власти». «Создатели научились умело выстраивать линию между косвенными намёками и очевидностью, что позволяло им раздвинуть границы, действуя невинно. Это, возможно, является одновременно и отражением их героини».
Мур, в её собственной жизни, балансировала на этой линии с осторожностью. Будучи успешной актрисой и соучредительницей MTM Productions, - директор Аллан Рафкин вспоминает, что «Вы никогда ни на секунду не  забывали, что она была главной» - она не называла себя феминисткой. Глория Стайнем и другие защитницы прав женщин критиковали Ричардс за то, что она не высказывалась достаточно открыто и публично. Она была единственной на работе, кто не называл начальника "Лу", обращаясь к нему "мистер Грант". Ей не поручали той работы, на которую она была способна. Даже её просьба о равной оплате труда не была особенно настойчивой. А в заглавной песне звучала "девушка", а не женщина.
Однако если Мэри Ричардс и не была достаточно сильным образцом для подражания для феминисток 70-х, Армстронг проливает свет на жизни женщин, которые негласно, посредством своего писательства, создали для женщин возможности новой карьеры. Возможно, одной из самых негласно влиятельных женщин «Шоу Мэри Тайлер Мур» была Трева Сильверман. Армстронг начинает свою книгу Сильверман, которая, в отличие от многих своих сверстниц, проводила своё время, сочиняя тексты вместо того, чтобы искать мужа. Сильверман, одна из единственных сценаристок шоу, которая писала без партнёра мужского пола, продвинулась от внештатного писателя к первой женщине, чьё имя  в качестве сценариста указано в ситкоме. Она была одной из тех женщин, которые использовали для сценария шоу свой личный опыт. Хотя, как пишет Армстронг, «немногие в Голливуде верили, что женщины могут быть отстроумными», Сильверман доказала их неправоту, регулярно сочиняя истории, одновременно интеллектуальные и юмористические, за что и получила Премию Эмми за Выдающийся сценарий для комедийного сериала и Автор Года в 1974.
Сильверман вдохновила других женщин присоединяться к команде. В 1973 25 из 75 сценаристок шоу были женщины, что для того времени было настоящей революцией. Никогда среди сценаристов сикомов не было столько женщин.  Пэт Нардо, бывшая секретарша, переквалифицировавшаяся в писательницу, - ещё одна женщина за кулисами, которая помогла оформить образы Мэри и Роды в ведущие женские роли.  Были и другие героини:  Глория Банта, Сьюзен Сильвер, Гэйл Пэрент и многие другие, для разработки которых она использовала события собственной жизни, чтобы создать реалистические портреты женщин.
Это факт, что героини в «Шоу Мэри Тайлер Мур» не были представлены равными мужчинам. Они занимали меньше рабочих позиций по сравнению с мужчинами, некоторые удерживали традиционную роль домашней хозяйки, беспокоясь при этом о своём весе и внешности. Однако впервые эти женщины были настоящими. У них были надежды, мечты и стремления - точно так же, как и у женщин, которые их создали.
Взято: http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2013/05/the-real-feminist-impact-of-i-the-mary-tyler-moore-show-i-was-behind-the-scenes/275875/

Интересно, что в Миннеаполисе установлен памятник, запечатлевший сцену из вступительных кадров к сериалу, где Мэри Тайлер Мур радостно бросает в небо свою шляпу.


репрезентация, женские имена, страницы феминизма

Previous post Next post
Up