5 часть

Apr 28, 2016 13:42

Городской ландшафт

Вот никогда бы не подумала, что мне придется возвращаться к данному вопросу.15 лет назад, учась на географическом факультете, я начала писать работы о городском ландшафте. В литературе практически вообще не упоминалось про городской ландшафт, только с точки зрения экологии. Мне же необходимо было с научной стороны подойти к определению термина городского ландшафта, его выделить, систематизировать и потом изучить. Я, конечно, ничего не смогла сделать интересного, и мои работы закончились просто описанием изменения природного ландшафта под действием городской среды. И какое же мое удивление было услышать на лекции теорию городского ландшафта! Почему российские университеты так мало сотрудничают с зарубежом?! Мы варились в своей каше - библиотеке, где все источники - это книги российских ученых. И я уверена, что скорей всего так и на сегодняшний день. Наверное, студенты могут выискивать в интернете статьи на иностранных языках, но для этого эти статьи должны быть в открытом доступе, хотя на деле научные статьи закрыты или необходимо быть студентом, чтоб иметь доступ к электронной библиотеке, а также студенты должны знать языки…

Так вот вернемся к городскому ландшафту!
Для того, чтобы понять подходы его определения, интересно рассмотреть проект парка Вилет в Париже (Parc de la villette, Paris, Bernard Tschumi) (я, кстати, была в этом парке, так что могу добавлять свои эмоции и ощущенияJ хотя при рассмотрении данной темы это не требуется).



В Париже было решено переделать один из парков, и был объявлен конкурс, в котором победил Bernard Tschumi. В чем была его стратегия: на сегодня парк является городской фигурой. Это больше не автономная часть, не убежище для растений, не заповедник, не место романтических встреч на природе и т.д. - это часть города. Парк теперь место потребления и образа повседневной жизни. Город - это жизненное пространство социальных, культурных, рекреационных, трудовых и т.д. деятельностей. Учитывая такое разнообразие и то, что город является жизненным пространством, а также необходимость включения природной составляющей, парк становиться конденсатором различных элементов жизни, культуры, отдыха. Парк не является больше антитезой города. Он забирает в себя концепцию различных городских программ. Таким образом, парк удаляется от понимания как элемент природы, и в тоже время он является картой для программирования.
Программа парка основана на небольших красных конструкциях, равномерно расположенных на сетке 120/120 метров. Каждая из этих конструкций имеет различное предназначение согласно времени и событиям. Это добавляет гибкость в программировании, которая также может эволюционировать. Парк состоит из линий, точек и пространства.
Точки, это красные конструкции, а линиях я напишу ниже, пространство, это то, что между ними и что программируется.



Линии создают систему движения. Линии синусоидальные являются программированным променадом. Прогулка - это «опыт» тела на протяжении беспрерывного пути, вместе с наблюдением природы, растений и других элементов. Смысл променада - получить опыт от прогулки. При этом в данном парке можно сделать выбор перехода от точки А к В: пойти по синусоидной дорожке, совершая неспешную прогулку или быстро перебраться по прямолинейной дороге. Линии не являются каркасом пространства парка, они представляют собой программу парка. При этом концептуальная логика проекта не основывается больше на эстетическом качестве объекта, а также не закладывает какой-либо смысл в объект. Результатом пространства является процесс, который не имеет никакой связи с организацией и композицией пространства.

Другое интересное предложение, выдвинутое в рамках конкурса, был проект Rem Koolhas. Его основа схожа с Tschumi, это программирование пространства. Парк 21 века это гибридная городская среда, которая является неотъемлемой частью повседневной жизни.



Предложение Koolhas заключается в том, чтобы разбить парк на серию полос, каждая из которых имеет свою уникальную программу. При этом полосы не имеют временных данных, они могут меняться, а, следовательно, парк постоянно эволюционирует. Это не благоустройство пространства, это оборудование каркаса пространства. Koolhas сделал макет своего предложения, но возможны миллионы различных вариантов данного предложения, макет это всего лишь одна из возможности реализации данного проекта. Также, все обслуживающие маленькие строения являются элементами, «конфетти», которые расположены спонтанно и также они свободно перемещаются в пространстве. Разумеется, есть много вопросов как организационных, так и финансовых по реализации данного проекта, видимо, поэтому Koolhas не выиграл конкурс, однако этот проект четко отражает идею городского ландшафта: есть территория - каркас, которую можно программировать различными способами, что дает эволюцию и динамику пространства.



Другой пример: театральная площадь в Роттердаме (Place du théâtre, Rotterdam).
Городское пространство является зоной развертывания разнообразной деятельности. Оно также программированное, и здесь мы можем обрести разнообразный опыт. Это совершенно открытая площадь без каких-либо конструкций, до того момента, пока не появляются различные мероприятия. И именно эти мероприятия являются программой для данного места, благодаря которым посетители приобретают социальный и городской опыт. Таким образом, что такое публичное пространство сегодня? Это программа.
Город это каркас, в который встраивается программа городской жизни. Это нам дает: неопределенность, инфраструктуру, программирование (гибкая и переменная, которая будет меняться с течением времени), изменение, открытое пространство (не может быть загроможденным, для того чтобы получить разнообразие программ), поддержка, адаптивность.



на фото видна какая-то инсталяция, которая будет сменена другой и т.д.

Одним из вопросов, которые поднимает городской ландшафт, является сохранение экологической составляющей ландшафта. В настоящее время экологическая оценка территории исключает культурные аспекты планирования. Таким образом, встает вопрос о том, как объединить экологическую основу и городские программы?!
Архитекторы выдвинули следующую идею, что поскольку город должен приготовить каркас, который будет принимать программирование, этот каркас должен быть организован под углом экологии. Таким образом, необходимо выделить экологическую структуру города. Очевидно, что экологическая сеть основывается на гидрографии. Так, выделяя и поддерживая воду, ручьи и направление течения, мы поднимаем вопросы экологической потенциальности. И работая в макро масштабе, мы постепенно опускаемся до микро масштаба. В итоге, архитекторы выделяют территориальную экологическую структуру, например, гидрологическая сеть, а свободное пространство между ней оставляется для развития остальных частей города. При этом сам пейзаж становиться взаимозависимым от инфраструктуры города. Город становиться частью природы, а природа частью города. Все пространство обустроено, то есть больше не остается нетронутой девственной территории, все является городской средой. При этом учитывается изменение пространства во времени.
Примером такого построения городской среды является проект города Longgang в Китае (Chine Groundlad/ Plasma Studio, 2008).



Есть другая теория градостроения, которая называется новый урбанизм. Она основывается на выделении городских единиц, такие как кварталы, внутри которого идет развитие социальной сферы, уменьшается зависимость от машины, так как все есть в пешей доступности внутри. Эта система имеет иерархическую структуру: кварталы - районы - округа - город.
Минусы данной теории, что совершенно не учитывается экологическая логика пространства. При этом не учитывается возможности разрастания территории, только ее уплотнение, так как имеются определенные границы. Из-за разрозненности кварталов, нет целостного видения автотранспортной сети, а также гидрологической сети и т.д. Нет связи между кварталами, каждый развивается сам по себе. Поэтому эту теорию необходимо дорабатывать.

Подведу итог о городском ландшафте: город является поверхностью, которая принимает городские структуры, а также находится в эволюционном развитии. Город - поверхность, в которой выделяются экологические системы как каркас. Экологическая сеть рассматривается с точки зрения ее возможности принять городские практики (программы).  При этом, вопрос эстетики уходит на второй план.

Одним из примеров городского ландшафта является проект High Line в Нью-Йорке (James Corner / Field Operations, architectes paysagistes Diller Scofidio + Renfor, architects), (думаю, что этот проект всем хорошо известенJ).
Эту заброшенную железную дорогу хотели снести, так как она портила внешний вид и привлекательность района. Однако организация, друзья High Line, имела одну необыкновенную идею! Они пригласили фотографа, чтоб он смог задокументировать качество конструкции дороги и что происходит на ней, процесс спонтанного заростания. В результате, появился парк, который бьет все рекорды по посещаемостиJ. Этот проект показал, что ландшафтные архитекторы также должны использовать пространство, которое необходимо восстановить.





С точки зрения городского ландшафта, в этом проекте мы видим: сеть, зеленый коридор, природу, культуру, технические инновации, управление дождевой водой, восстановление индустриального пространства с внедрением экологической среды. Отдельно напишу про посадки, Пит Удольф не использовал в этом проекте только местные растения, он также привнес и сортовые, что обязывает иметь поддержку в плане ухода за данным проектом. И хотя, на первый взгляд, кажется, что все произрастает спонтанно, на самом деле идет тщательный контроль и уход за этим садом, что не всегда полностью отвечает концепции городского ландшафта.
Но в любом случае, High Line это уникальный городской проект, который подошел креативно для создания публичного места с поддержанием экологической основы и который имеет эстетическую ценность.

Есть еще один пример, который создал James Corner - Freshkills в Staten Island, NY. Проект восстановления места захоронения отходов. Этот проект также смог в себя включить как основу экологический каркас, как программы - публичное пространство, вместе с спортивными, коммерческими и другими составляющими. Место подняло ценность экологической среды, при этом интегрировав публичное пространство.

Таким образом, мы медленно, но верно, добрались до последней части лекций - новой экологии.

Учеба, ландшафтный дизайн

Previous post Next post
Up