Настоящий Святой Грааль: краткий рассказ о кубках и чашах

Mar 08, 2020 08:00




Возможно, нет более культового аксессуара, чем старый кубок (если бы у нас был доллар за каждый раз, когда кто-то в «Игре престолов» делал дерзкий глоток из чаши, мы бы озолотились, верно?). Но культ питья из старинного кубка, безусловно был выдержан в сериале).
Потому что эти создания позволяют своим материалам разговаривать с нами: от золоченых ракушек, драгоценных металлов до стекла; яйца, драгоценные камни и другие вместилища говорят: «Как мы прекрасны»!




Присутствие ослепляющей чаши за столом может быть кратким описанием всего, от социального статуса до политических пристрастий, местного фольклора и мировой религии. Это красивые, сложные реликвии, созданные  с воображением и экстравагантностью ушедших эпох ...



Аллегория Евхаристии по Александер Кузмансу
Конечно, мы не можем говорить о кубках и чашах без Святого Грааля. Мы все уже читали или видели «Код Да Винчи» (верно?), который помог возродить интерес к самой загадочной библейской чаше.

Будучи избранной чашей Иисуса во время Тайной вечери, она стала символом его бытия.

Во что бы вы ни верили, вы почти наверняка слышали, по крайней мере, одну библейскую легенду о Монти Пайтоне и Артуре о тех, кто претендует на то, чтобы быть ее хранителем.
Рассмотрим эту чашу в Валенсии, Испания, которую с самого появления в 15 веке хвалили как настоящий Святой Грааль. Она даже получила печать одобрения Ватикана:



Святой Грааль?
Но чаши также были неотъемлемым церемониальным объектом для духовных практик.
Христиане, язычники - почти каждый привил что-то священное Кубку в тот или иной момент. Ну, а древние римляне удивляют до сих пор:



Одна и та же чаша справа и слева
Вот эта изумительная 1600-летняя чаша обладает способностью странным образом менять цвет. При освещении спереди чашка зеленого цвета, а при подсветке сзади чашка становится кроваво-красной ...
Удивительный секрет 1600-летней римской чаши (или кубка) ... Он называется «Кубок Ликургуса» из-за украшения с изображением короля Фракии Ликурга.



В 1990 году, когда британские исследователи наблюдали стекло под микроскопом, они обнаружили, что именно римляне были пионерами отрасли нанотехнологии, смешивая крошечные частицы золота и серебра в стекле.

Каждая из этих металлических частиц измельчается до размера всего 50 нанометров, что составляет менее 1/1000 зерна соли. Точное соотношение смешивания этой смеси показывает, что римляне знали, что они делают - «чудо», цитирует археолога Иана Фристона из Лондонского университета.

Древняя нанотехнология работает следующим образом: при освещении электроны в металлическом куске вибрируют и меняют цвет чашки в зависимости от положения наблюдателя. Как они это сделали?

Но это чудо остается чудом. А мы давайте перенесемся в 15 век.



Вот уж когда создавали великолепные произведения! Изысканные, они часто сочетали в себе природные элементы и золото.
Аристократы и интеллигенция собирали целые залы, посвященные демонстрации их изысканных и редких находок со всего мира. Композиции «Наутилус Шелл» стали чрезвычайно популярными, как и сосуды из страусиных яиц.



Изысканная инкрустация раковины и поддерживающая основа человеческих и животных форм прекрасно отображают естественную утварь из океана и утонченное мастерство мастера. Но трудно представить, как можно выпить из такой ​​красивой чаши.



Кубок Наутилуса, Ракушка, позолоченная бронза, медь, серебро и полудрагоценные камни,16-17 в, Джон Нинхуэйс
В Европе 19-го века уникальная структура наутилуса, конечно, сделала его кубком для вина, но после художественного оформления его декоративный эффект превысил практическую ценность.



Натюрморт с китайской миской и наутилусом, 1662, Виллем Калф



Кубок с перламутром и гравировкой, 18 век, Флоренция, Музей Ардженти



Кувшин Наутилуса, Корнелис Флори, около 1577 г, Делфт, Нидерланды





Наконец, что не менее важно, и, возможно, самая классическая западная чаша - кубок, кубок, что торжествует по сей день - сделанный из золота:



Натюрморт с цветами, серебряным позолоченным кубком, сухофруктами, сладостями, вином и оловянным кувшином. Клара Петерс, 1611, Музей Прадо

Изготовление таких вещей было одним из многих навыков, необходимых первоклассному ювелиру в эпоху Возрождения, где орнамент имел первостепенное значение для религиозных предметов.
Помните, в эпоху, когда мало кто умел читать, визуальная помощь воспеванию славе Господней была жизненно необходима.


 



Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), «Софонисба принимает чашу с ядом».
Софонисба, не желая украсить собой победу Сципиона, предпочла выпить яд. Стоящий перед ней чудесный, полный значимости кубок-наутилус, как роковое отражение, обладает странным, золотисто-перламутровым сиянием, завораживающим и смертоносным.





Виллем Хеда, Натюрморт с устрицами, наутилусом, лимоном и другими предметами, 1662 г.



Ян Ван Бейлерт, Винодел,1642



Чаши из слоновой кости в замке Русенборг в Копенгагене



Чаша в форме цветка магнолии, начало 17 века, Китай. Музей Метрополитен



Неизвестный художник, «Сокровища Пастона» (ок. 1663). Музей замка Норидж, Великобритания

В 1660-х годах семья Пастон из Норфолка заказала некоему фламандскому художнику изображение редкостей, которыми был буквально набит их особняк.
Блестящая коллекция включала глобус, отмечавший места, где они побывали, районы, откуда происходили изделия из фарфора и кристаллов в их собрании, а также бокалы из ценных раковин и страусиных яиц, оправленных в серебро и золото.

Картина - загадка, расшифровали многое - но не все! Часть изображённых на ней редкостей удалось обнаружить в музейных и частных коллекциях в Европе и США - и собрать вместе.



Сокровища Пастона. Перламутровый флакон из индийского штата Гуджарат (начало XVII в), частично отреставрированный в 1660-х годах в Англии. Фото: Norwich Castle (NorwichCastle)



Сокровиша Пастона. Кувшин из горного хрусталя, возможно, из государства Сасанидов (ныне Пакистан). Позднеантичная или раннесредневековая эпоха.
Фото: Norwich Castle (NorwichCastle)

Картину подарил музею в 1930-х годах потомок одного из посетителей «гаражных распродаж» Пастонов в XVIII веке. Тогда полотно считалось «исторической безделицей», а не как сегодня - крупным произведением искусства. Тем не менее, его мрачная атмосфера и обилие роскошных вещей завораживают не одно поколение посетителей.

декоративно - прикладное искусство

Previous post Next post
Up