За последние пять тысячелетий человеческая цивилизация сильно изменилась, но наше тяготение к фальшивке, мошенничеству и коммивояжёрам, и лекарствам - плацебо и прочим фейкам, похоже, оставалось неизменным во все времена. Деловые ребята активно изобретали (и продолжают) разные схемы развода граждан, готовых быть обманутыми - от продажи несуществующей недвижимости до трансатлантических путешествий во времени.
А вот рассказ про запутанный художественный хейст, в итоге которого получилась не одна, а целых шесть портретов знаменитой Моны Лизы Леонардо да Винчи.
Джоконда - гордость Лувра, сегодня трудно найти мало-мальски грамотного человека, который не знал бы ее. Вокруг шедевра большая охрана. Мало того, что тяжелые стойки и бархатный канат удерживают любителей искусства на отдалении, толпа селфистов тоже создает плотный кордон)).
С продуманной электронной защитой и постоянно циркулирующей охраной, украсть картину сегодня просто немыслимо, и слава Богу.
Но однажды, около полудня во вторник, 22 августа 1911 года, в ужасе сотрудники музея сообщили, что Мона Лиза пропала. Вместо картины на стене пустое место.
Лувр был немедленно закрыт и тщательно обыскан, и вот, пустую раму нашли на лестнице, и это было единственным успехом грандиозных и тщательных поисков.
Порты и восточные сухопутные границы Франции были закрыты до тех пор, пока не перепроверили всех отъезжающих. Но безрезультатно.
После безумного расследования, в котором подозревали и Гийома Аполлинера, и восходящую звезду - художника Пикассо, все оказалось безрезультатным. Народ шумел и возмущался, досталось море критики даже директору, утверждавшему совсем недавно в интервью, что украсть «Мону Лизу» так же нереально, как похитить колокола собора Парижской богоматери. Журналисты писали фельетоны: «Теперь на очереди Эйфелева башня!».
Дело поручили одному из лучших французских сыщиков - Альфонсу Бертильону.
Но все было бесполезно.
Поползли дикие слухи: улыбающуюся леди видели в России, в Бронксе, даже в доме банкира Моргана.
Два года ходили слухи и рождались легенды, шум вокруг истории грабежа не утихал, пока, наконец, картина не была обнаружена.
Однажды флорентийский арт-дилер Альфредо Джери связался с Лувром, сказав, что ему предложил Мону Лизу вор.
Вором оказался Винченцо Перуджа (Vincenzo Peruggia), итальянский художник, который работал в Лувре по программе защиты музейных работ. Он был стекольщиком и изготовил защитный экран для Моны. А после, в понедельник, когда в Лувре не было посетителей, зашел спокойно в зал, снял картину, вышел на лестницу, вынул из рамы, завернул в куртку и потопал из музея.
Но и в этой версии нет уверенности - бытует еще она: Перуджа спрятался в шкафу до ночи, ну…, в любом случае сам хейст был явно простым делом.
Озвученные вором мотивы, похоже, были лживыми. Он якобы, хотел вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. И поскольку суд проходил во Флоренции, его аргументы возымели силу: преступника приговорили всего к одному году заключения. «Мону Лизу» еще полгода выставляли в музеях Италии, а затем вернули во Францию.
Но даже если он сам себе врал и верил в свою историю, все это совершенно неправильно.
Ведь именно Леонардо привез незавершенную картину во Францию, когда стал придворным художником короля Франсуа I в 1503 году. После того, как Леонардо умер в замке долины Луары в 1519 году, Мона Лиза была законно куплена для королевской коллекции.
А дальше начинается еще одна история, которая смущает историков и поныне.
В 1932 году в парижской субботней вечерней газете журналист Карл Декер опубликовал потрясающий рассказ об этом деле.
По словам Декера, аргентинский мошенник, называющий себя Эдуардо Маркес де Валфиерно, сказал, что именно он руководил похищением Моны Лизы.
И в результате он продал картину шесть раз! Это были сделки века, а история с восстановленной справедливостью - просто бла-бла-бла.
План Валфиерно включал в себя услуги квалифицированного фальсификатора Чаудрона, который мог точно воспроизвести любую украденную картину - в случае с Моной Лизой, вплоть до многих слоев поверхностной глазури, которые использовал ее создатель.
Схема, по которой он работал, была смешная, но кто-то велся с большим энтузиазмом.
Мошенник брал свою будущую жертву в музей и предлагал ему сделать тайный знак на обратной стороне картины, которую он планировал украсть. Позже Валфиерно представлял ему отмеченный холст, который якобы был украден и заменен копией.
По словам Валфиерно, это была потрясающе эффективная сделка: настолько эффективна, что он сумел продать Мону Лизу шести разным покупателям из Соединенных Штатов, все получили копии.
Ну…, якобы все. Потому, что до сих пор находятся те, кто сомневается в том, что в Лувр вернулся подлинник, а не копия знаменитого шедевра.
По словам Валфиерно, главной проблемой во всем этом оказалось Перуджа, который украл у него украденную Мону Лизу и вернул ее в Италию.
Когда Перуджа был пойман, пытаясь избавиться от картины, он не мог сдать Вальфьерно, не ставя под угрозу свою историю о том, что он весь такой патриотический вор, поэтому настоящая схема оставалась в секрете.
Рассказ Деккера о необычных махинациях Вальфьерно стал сенсацией, и признанной истиной мотивов исчезновения Моны Лизы.
Тем не менее, существует множество проблем со статьей в Evening Post от Деккера, и никто никогда не сможет точно сказать, что Вальфьерно был реальным человеком, (хотя вы можете поискать его в Google). Проблема в том, что Вальфиерно, Чаудрон и шесть экземпляров нигде больше не всплыли. Возможно, и это полная фикция.
Только роль Перуджи в исчезновении Моны Лизы кажется достаточно четкой. И еще один любопытный факт: в письмах родным вор описывал свой подвиг, но патриотический мотив ни разу не упомянул. Его просто небыло.
Огромный шум помог поднять шедевр еще выше - в стратосферу славы. Мона Лиза оставила Лувр как произведение искусства, а вернулась как икона.