Еще раз про фреску, которую изуродовала художница любительница, но теперь давайте посмотрим на это событие с другой, немного, стороны - произведение испорчено, что получилось в результате? Прошло несколько лет и можно подвести итоги влиянию искусства на общество. А в этом случае оно получилось мощным.
Сначала история происшествия в небольшом испанском городе Борха (Borja).
В храме Милосердия убирала пожилая прихожанка. Работала она добровольно, без оплаты, просто так понимая свой христианский долг. Не единичный случай, конечно, обычное явление. Но в храме на стене есть фреска с изображением Иисуса Христа, которая испортилась со временем.
Фреска под названием "Ecce Homo" (что значит "Се человек") была создана испанским художником Элиасом Гарсиа Мартинесом в 1930 году. Хотя эта работа, согласно общему мнению в прессе, имела "небольшое художественное значение", потому что "Мартинес не является великим художником, а его картина "Ecce Homo" не представляет собой шедевр, фреска, тем не менее, приобрела сентиментальную ценность среди местного населения.
Итак, когда первоначальная краска на фреске стала шелушиться, 80-летняя Сесилия Хименес взялась ее отреставрировать.
Повреждённая фреска "Ecce Homo" слева и её "отреставрированная" версия справа.
Хименес подправляла картину мазок за мазком в течение нескольких лет с ведома приходского священника и церковных сторожей, пока однажды летом 2012 года не решила, что фреске нужна капитальная реставрация. В середине "реставрационного процесса", Хименес отправилась в отпуск, потому что работа потребовала гораздо больше времени, чем она предполагала. Женщина собиралась завершить её по возвращении, но, хорошо это или плохо, такого шанса ей больше не представилось.
К тому времени, как она вернулась из отпуска, о её усилиях узнала широкая общественность, и Хименес стала всемирным посмешищем.
Неудавшаяся реставрация стала главной темой в Интернете, породив во всемирной сети множество мемов и шуток.
Журналисты сравнили реставрацию с тем, как известный персонаж Мистер Бин в исполнении Роуэна Аткинсона (Rowan Atkinson) испортил картину "Мать Уистлера" ("Whistler’s Mother"). Некоторые сравнили картину с размытым изображением картофеля и обезьяны. Другие назвали её "Пушистый Иисус" и "Ecce Mono" ("Се обезьянка").
Хименес чувствовала себя настолько униженной, что плакала в течение нескольких дней и, по словам её родственников, отказывалась от еды.
В итоге, женщине пришлось обращаться к помощи психиатра и принимать лекарства.
Мало этого, так еще наследники Гарсиа Мартинеса пригрозили подать на Сесилию Хименес в суд за порчу картины, но, к счастью для неё, не довели дело до конца
А итогом этого не слишком красивого во всех отношениях события - стал уж совсем неожиданный поворот судьбы.
Небольшой малоизвестный город Борха вдруг появился на международном туристическом маршруте.
Каждый год десятки тысяч любопытных посетителей приезжают из дальних уголков мира, чтобы своими глазами увидеть трагическое фиаско и уехать домой с различными сувенирами, такими как кружки и футболки с изображением "новой и улучшенной" фрески "Ecce Homo".
Сесилия Хименес, чья неудавшаяся попытка отреставрировать церковную картину когда-то вызывала издёвки и насмешки, теперь является местной знаменитостью.
Она вручает призы на конкурсе молодых художников, которые пишут свои собственные варианты картины "Ecce Homo".
Люди узнают её на улице и кричат: "Это Сесилия! Это Сесилия!" Она даже имеет 49% выручки от реализации сувенирной продукции. Остальное идёт семье художника Мартинеса.
Сесилия Хименес, конечно, не смогла отреставрировать картину, но ей удалось возродить судьбу своего города. Приток туристов помог стабилизировать экономику города Борха, пошатнувшуюся от экономического спада, от которого остальная часть Испании страдает в течение последних нескольких лет.
««Для меня это история веры», - сказал Эндрю Флэк (Andrew Flack), либреттист оперы, который сочинил комическую оперу о том, как одна женщина испортила фреску и спасла город. - Это чудо, как она смогла способствовать процветанию туризма!»
Почему люди приходят посмотреть на фреску, если она представляет собой такое ужасное произведение искусства? - спрашивает он. - Это своего рода паломничество, превращённое средствами масс-медиа в феномен - катастрофа может обернуться чудом.
Вот так, СМИ и обрадовавшийся развлечению народ поплясали на косточках беспомощной старухи, которая действительно не художник. И чуть не довели ее до преждевременной смерти. Но судьба решила превратить ее фиаско в триумф. Феноменально.