Всевидящего глаза и космические видения в ослепляющем абстрактном искусстве женщины, которая утверждала, что ее рукой водили мертвые - от святых угодников до известных художников - мужчин.
Спиритические сеансы, на которых рукой художницы викторианской эпохи владела длань Тициана, смогли подарить миру нефигуративное искусство раньше Кандинского.
Вот, обратите внимание на первую картину - очи Бога смотрят из закрученной бури линий и цвета, пронзительно вглядываясь в нашу реальность. Это впечатляюще.
Абстрактное искусство Джорджианы Хаутон (Houghton) будят странные силы воображения, вызывая их из потаенных уголков души. Ее лабиринты красного и золотого, фиолетового и коричневого цвета могут быть радостным и восторженным, гнетущими и жуткими, но всегда они трепетно выразительные - и совершенно вне времени.
Джорджиана Хаутон (Georgiana Houghton, 1814−1884) родилась на Канарских островах в Лас-Пальмасе, но позже обосновалась в Лондоне, брала уроки рисования, однако после смерти младшей сестры забросила эту стезю и стала известным медиумом.
Она начала создавать «спиритические картины» с 1859 года на устраиваемых ею сеансах. Houghton, возможно, первый в мире художник - абстракционист. В 1871 году, за три года до того , как известные выставка импрессионистов проходила в Париже, она устроила выставку своих почти полностью беспредметных акварелей в Лондоне. 155 акварельных работ!
Несмотря на отзывы критиков («Самая удивительная выставка в Лондоне в настоящий момент!») тогда была продана всего одна работа, и затея почти разорила художницу. Ну, а сегодня всерьез говорят об сенсационном открытии.
Ее дальновидное искусство вызвал изумление у викторианской публики.
Так почему она совершенно забыта?
Одной из причин является то, что она была женщиной в мире, который признавал художественный гений только у мужчин.
Другая - она работала на пике викторианской моды на спиритизм, общаясь с мертвыми на сеансах.
Они вели ее руку. Все ее космические конструкции - рисунки, сделанные рукой Джорджианы Хаутон, но вдохновленны духами мертвых, которые работали через нее.
Так она позиционировала свое творчество.
И люди серьезно этому верили. Они вообще считали, что жизнь после смерти это не только священный зал ожидания, но и место, в котором духи продолжают «жить».
Спиритический сеанс проводился почти в каждой гостиной, в том числе в Букингемском дворце. Духи, как полагают, обладают знаниями о моральных и этических вопросов, которые превзошли наши собственные - эта вера была. Они считали, что видят потусторонние проявления гения умерших, но не творчество оригинальнейшей художницы. Конечно, легче поверить, что картина это чудо от давно мертвого Тициана, а не от женщины-художницы!
Нефигуративное, абстрактное искусство - на 50 лет раньше Кандинского! - Об этом говорят даты создания работ Хаутон и дата знаковой для стиля работы Василия Кадинского («Без названия», 1910 год).
Так много призраков.
Деталь "Портрет Господа Иисуса Христа", 8 дек 1862