Советская мода 1920 годов. «Ателье»

Oct 09, 2014 01:00

             


Двадцатые - это годы, о которых не любят вспоминать в нашей стране, годы  ужасной обездоленности, голодной смерти населения самого плодородного края России. Вал смертей захлестнул страну, и гибель культурных проектов в этом потоке не была слишком заметна. Но она была значимой и означала торжество новой идеологии - доминирования государства над личностью.  Конечно, чтобы держать в повиновении гражданское население, была необходима жесткая цензура (кроме всего прочего) и в перечне ее деяний есть вина за смерть советской моды. Происходило это так.





В 23 году вышел первый журнал советской моды, грандиозность этого события была определена всего одним списком из звезд, которые согласились сотрудничать с журналом - художников Юрий Анненков, Борис Кустодиев, и Кузьма Петров-Водкин, скульптор Вера Мухина, поэта Анны Ахматовой и многих других. Гвоздем журнала была чудесный модельер, очень талантливая  16-ти летняя девушка Ольга Сеничева.




«В один прекрасный день 1923 года перед домом № 12 на Петровке произошло форменное столпотворение. Прохожие с изумлением наблюдали в витринах здания барышень, застывших в картинных позах. Одна была одета в вечерний наряд, другая - в холщовое платье с яркой отделкой, третья в прогулочный костюм, четвертая красовалась в пелерине. Народ застыл перед «живыми картинами», а зевак со стороны Столешникова переулка все прибывало.




Вскоре движение в этом районе пришлось перекрыть. Материализовался начальник московской милиции. Через 20 минут занавеси тихо закрылись. Толпа терпеливо ожидала продолжения шоу, но не дождалась. Еще в течение недели к особняку стекались люди, потом перестали.
Таким получился «уличный» показ «Ателье мод», созданного при «Москвошвее».


 


Его возглавляла Ольга Сеничева. Поработав на выставке кустарных изделий, эта активная девушка обратилась к руководителю московской швейной промышленности и предложила свои услуги в создании мастерской, где мож­но было бы разрабатывать принципы современной одежды.




Самое поразительное, что чиновник дал добро, но с одним условием - взять в помощники солидного мужчину. Такой нашелся. Театральный деятель Борис Кащенко, сын известного психиатра. Служебные контакты переросли в роман. «Он был и остался рядом со мной до нашей серебряной свадьбы и последнего дня своей жизни», - со светлой грустью напишет в старости Сеничева-Кащенко» Это выдержка из статьи: Недолгий век журнала «Ате­лье», полностью ее можно будет прочитать по ссылке (в конце поста).




Цензура была недовольна журналом, в элегантных силуэтах конструктивистских моделей она видела «тлетворное влияние Запада», к тому же, редакция предложила к просмотру некоторые тенденции западной моды. Первый выпуск блестящего журнала стал последним. На него обрушился шквал официальной критики. Если бы не эксцессы советской цензуры, Россия бы сейчас иметь свой собственный Vogue и Harpers Bazaar в одном лице.




В 1925 году назначили нового директора, сократили штат. Столь много обещавшее «Ателье мод» превратилось в номенклатурную мастерскую индпошива для жен партийных бонз.

























по мотивам

иллюстрации, конструктивизм, мода, история костюма

Previous post Next post
Up