"Зубастый" Миша Авилов. Окончание

Feb 20, 2019 13:48


(кадр из фильма "Поклонница". В роли Авиловой - Светлана Иванова, в роли Чехова - Кирилл Пирогов)

9. "Он боялся толков"

«Я сказала Мише, что иду "на Чехова". Он нахмурился, но промолчал. Ему нельзя было не пустить меня: это возбудило бы слишком много толков, а он этого боялся».

Нарциссический стыд. Боязнь выглядеть в глазах общества смешным, "чокнутым" ревнивцем.

Похожий момент описан в "Войне и мире". На войне 1806-го Андрей Болконский  вступается за женщину, повозку которой не пропускает пьяный офицер. Поступок, безусловно, благородный, но князь... испытывает стыд.

" Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule (смешным)...
(...)
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизительной сцены, поскакал дальше".

10. "Я постепенно перестаю существовать"

«- А вы счастливы? - спросил Чехов вдруг.
Меня этот вопрос застал врасплох и испугал.

- Но что такое счастье? - растерянно заговорила я. - У меня хороший муж, хорошие дети. Любимая семья. Но разве любить - это значит быть счастливой? Я в постоянной тревоге, в бесконечных заботах. У меня нет покоя. Все силы своей души я отдала случайности. Разве от меня зависит, чтобы все были живы, здоровы? А в этом для меня теперь все, все! Я сама по себе постепенно перестаю существовать. Меня захватило и держит. Часто с болью, с горьким сожалением думается, что моя-то песенка уже спета... Не быть мне ни писательницей, ни... Да ничем не быть. Покоряться обстоятельствам, мириться, уничтожаться. Да, уничтожаться, чтобы своими порывами к жизни более широкой, более яркой не повредить семье. Я люблю ее. И скоро, очень скоро я покорюсь, уничтожусь. Это счастье?"

Характерное мирооощущение жертвы абьюза, построенное на рационализации: любить - не значит, быть счастливой... а кто сказал, что будет легко... на самом деле у меня хороший муж...

Но куда показательнее в этой реплике другие маркеры: Авилова отмечает постоянную тревожность, беспокойство, она ощущает, что ее песенка спета... Чувство безысходности, обреченности. А как точен образ постепенного "уничтожения", растворения в нарциссе, потери своего Я!..

"- Это ненормальность устройства нашей семьи, - горячо заговорил Чехов. - Это зависимость и подчиненность женщины. Это то, против чего необходимо восстать, бороться. Это пережиток... Я отлично понимаю все, что вы сказали, хотя вы и не договариваете. Знаете: опишите вашу жизнь. Напишите искренне и правдиво. Это нужно. Это необходимо. Вы можете это сделать так, что поможете не только себе, но и многим другим. Вы обязаны это сделать, как обязаны не только не уничтожаться, а уважать свою личность, дорожить своим достоинством. Вы молоды, вы талантливы... О нет. Семья не должна быть самоубийством для вас... Вы дадите ей много больше, чем если будете только покоряться и мириться».

11. "Мать, мы без тебя сироты"

Авилову пригласили в гости, там она встретилась с Чеховым. Но тут...

«В гостиную вошел Петя.

- Лидия Алексеевна! За вами прислали из дома.
- Что случилось? - вздрогнув, вскрикнула я.
- Левушка, кажется, прихворнул.
- Антон Павлович, голубчик... Я не вернусь туда прощаться. Вы объясните Наде. До свидания!

Я вся дрожала. Он взял мою руку.
- Не надо так волноваться! Может быть, все пустяки. С детьми бывает... Успокойтесь, умоляю вас.
Он шел со мной вниз по лестнице.
- Завтра дайте мне знать, что с мальчиком. Дома выпейте рюмку вина.

Анюта спокойно стояла в передней.
- Что с Левой?
- Да барин меня за вами послал, чтобы вы домой.
- Что у Левы болит?
- Знаю только, он проснулся и стал просить пить. А не жаловался. Барин пришел...

Миша сам открыл мне дверь.
- Ничего, ничего, - смущенно заговорил он. - Он уже опять спит, и, кажется, жару нет. Без тебя я встревожился. Без тебя я не знаю, что делать. Пил почему-то. Разве он ночью пьет? Про тебя спросил: где мама? Мама скоро придет? Видишь, мать, без тебя мы сироты.

Он пошел со мною в детскую. Лева спокойно спал. Никакого жара у него не было. Миша крепко обнял меня, не отпуская.
- Ты моя благодетельная фея. При тебе я спокоен и знаю, что все в порядке".

Бессовестная манипуляция извечной материнской тревогой за здоровье ребенка. А когда перепуганная жена прибежала домой, Миша прикинулся бедненьким зайкой, сироткой, который скучал. До кучи надавил на чувство вины: полубольное дите спрашивало, где мама, а мама в это время шлындает невесть где, забыв свой долг.

"Мне вспомнилось, как он за обедом разбросал по полу все оладьи, потому что, по его мнению, они не были достаточно мягкими и пухлыми: "Ими только в собак швырять".
- А ты представляешь себе, как ты меня испугал?..
- Ну, прости. Сердишься? Уж такая ты у меня строгая. Держишь меня в ежовых. А я все-таки без тебя жить не могу. Ну, прости».

Ну, это лобовое обесценивание кулинарных способностей жены. Швыряться едой - это хабальство высшей марки. Вот оно, истинное Мишино лицо.

И опять выставление себя жертвой жены, которая "держит его в ежовых". Газлайтинг такой газлайтинг.

12. "Все мужчины более или менее свиньи"

«Я вспоминала слова Миши: "Удивительно, до чего ты наивна! Прямо до глупости. Все мужчины более или менее свиньи, и надо с этим считаться. Не клади плохо, не вводи вора в грех. У тебя же какая-то мания доверия.

Сколько раз я тебе говорил: не суди по себе. Ты урод. У тебя темперамента ни на грош, а воображения - сверх головы. Ты не знаешь людей, а воображаешь их, считаешь их такими, какими тебе захочется их видеть, ну и садишься в лужу".

Тут в полную силу говорят Мишины проекции. Сам догадывается о себе, что свинья - значит, и все остальные более или менее свиньи.

Характерно и выставление нормального человека уродом.

"Не клади плохо, не вводи вора в грех" - философия хищничества и виктимблеймерства.

13. "Выезжай немедленно"

У Чехова впервые пошла горлом кровь, и он госпитализирован в состоянии, опасном для жизни. Авилову пропускают навестить его. Но Миша не дремлет, а телеграммами вызывает жену домой (в деревню, т.е. путь неблизкий). Телеграммы характерные: выезжай немедленно - и ноль конкретики.

«- Меня смущает это "выезжай немедленно". Не заболели ли дети?
- А я уверен, что все здоровы. Останьтесь один день для меня. Для меня, - повторил он.

Я тихо сказала:
- Антон Павлович! Не могу.

Я представила себе: что будет? Я пошлю телеграмму, что задержалась, и Миша сегодня же вечером выедет в Москву. Но положим, что он не выедет, дождется меня. Какой прием меня ожидает? И это бы ничего! Но ведь я дам ему уверенность, что люблю Антона Павловича, и сделаю так, что от нашего семейного счастья не останется и следа. И его и моя жизнь превратится в ад. А из-за чего? Из-за лишнего визита продолжительностью в три минуты. Мысли беспорядочно неслись в моей голове».

Опять манипуляция недосказанностью. Что должна подумать бедная Авилова, находясь за сотню километров от семьи? Кто-то при смерти? Умер? Еще какое-то несчастье стряслось?

И опять у Авиловой запускаются самообвинительные мысли, что именно из-за нее "от семейного счастья не останется и следа". Налицо хроническое чувство вины, что семейное счастье не складывается исключительно из-за ее несовершенств.

14. "Вас проучить надо, нахал!"

«Миша увидел меня в окне вагона, вошел с носильщиком, показал ему мои вещи, схватил меня под руку и повел. Шли мы быстро, молча. Я только спросила:
- Что дети?
- Здоровы. Все хорошо.

Вышли на подъезд.
- Куда прикажете извозчика? - спросил носильщик.
- У меня есть. Неси за мной, - сказал Миша.

Подошли к извозчику, Миша откинул фартук.
- Простите, барин, я занят, - сказал извозчик.
- Да ведь я же тебя нанял, дурак! - крикнул Миша.
- Нет, не вы, - сказал сзади какой-то господин, бросил в пролетку чемодан и занес ногу на подножку.
- А я для вас фартук отстегнул? - закричал Миша. - Вы - нахал!

Другой извозчик кричал во все горло:
- Барин! я с вами приехал! барин! вы меня нанимали!
Я тащила Мишу за рукав.
- Я нахал? А вы кто? Или вы пьяны? Если бы вы не с дамой...
- Умоляю вас... - просила я, - умоляю...
- Барин, вы со мной приехали, - надрывался извозчик.
- Вас проучить надо, нахал! - упорствовал Миша, отталкивая мою руку, так как я изо всей силы тащила его, но я цеплялась, и его гнев обратился на меня.
- Ты отстанешь наконец?

Извозчик с седоком отъехали. Наш носильщик стоял и ждал у другой пролетки. Мы поехали. Миша молчал, и я тоже. Подъехали к нашему дому, а швейцара у дверей не оказалось. Он выбежал только тогда, когда Миша открыл дверь и закричал: "Швейцар!" И тут опять разразилась гроза.
- Места своего не знаешь?! Зачем вас, дармоедов, держат!

Я побежала вверх по лестнице и еще долго слышала Мишин голос. В гостиной, обнимаясь с детьми, я опять услыхала взрыв негодования: на этот раз виновата была горничная, потому что пахло чем-то, чем не должно было пахнуть. Когда все смолкло, Миша вошел в гостиную и спокойно сказал:

- Ну, здравствуй, мать! Хорошо съездила?
- Съездила хорошо, а вернулась очень неприятно.
- Ну ладно, ладно! - сказал Миша, отмахиваясь рукой, - дам сейчас швейцару трешку. Что там! Иди, старуха, кофе пить!"

Хрестоматийная нарциссическая грубость с "низшими", коими он их считает: официантами, таксистами, операционистами в банке, продавцами и т.д.

Нарциссическая ярость вспыхивает за секунду, и человек без всякой задержки направо и налево изрыгает оскорбления. Так же моментально абьюзер возвращается в адекватное состояние и благостно зовет свою "старуху" на кофе...

15. "Ты истеричка! Тебя лечить надо!

Чехову хуже, он переехал жить в Ялту. Авилова хочет навестить его там...

«Я собралась с духом и решила поговорить с Мишей. Было это вечером, в его кабинете. Он искал в ящике своего письменного стола какую-то коробочку, в которой должна была находиться сломанная запонка. Ее надо было отдать починить. Коробочка не находилась, и он сердился. Я стояла у окна, где было почти темно.

- Ты тут рылась?
- Я не открывала этого ящика.
- Рассказывай! У меня нет уголка в доме, где бы я мог..."

У сильного всегда бессильный виноват... Абьюзер готов повесить на жертву всех собак. Оцените "уважительную" лексику: "Ты тут рылась?" Нарцисс оскорбляет на автопилоте.

"Он не докончил фразы, потому что коробочка оказалась у него под рукой.
Он стал разглядывать запонку".

Никаких извинений, заметим. Никаких "прости, погорячился".

"- Вот что, Миша, - начала я, - мне надо с тобой поговорить.

Я упомянула о болезни Чехова и его одиночестве и тоске.
- Помнишь, ты жалел о том, что вытребовал меня телеграммами из Москвы, когда он лежал в клинике? Исправь теперь свою вину, отпусти меня на несколько дней в Ялту. Нельзя же, право, смотреть на мою дружбу с Чеховым с обычной точки зрения, нельзя не оказать ему больше доверия, больше уважения. Мой приезд развлечет, доставит ему маленькую радость.

Я говорила и удивлялась, что Миша меня не прерывает, а слушает молча.
- Почему бы мне не поехать? - продолжала я. - Ведь я уже не молода и не легкомысленна, Антон Павлович болен...

Но тут-то и разразилась гроза.
- Ах, он болен! В Ялту? К Чехову? Он болен? Конечно, болен, он чахоточный. Знаем мы этих чахоточных! Ведь это первые... (Он сказал слово, которое я повторить не могу.) Да! Это свойство болезни. Ведь это вы живете в розовом тумане, ровно ничего не знаете, ничего не понимаете.

Ах, как трудно было выдержать спокойный, мирный тон! Кровь бросилась в голову.

- Ты несправедлив, - сказала я, - и то, что ты говоришь, возмутительно. Я десять лет знаю Антона Павловича. Знаю его хорошо. Знаю и его безукоризненное отношение ко мне...
- Что ты знаешь?! - кричал Миша. - Что ты можешь знать?

Тогда и я перестала владеть собой.
Когда он любил меня и ревновал, я это понимала и прощала ему его грубость, но теперь, когда он был влюблен в другую, когда смотрел на меня только как на собственность, которую, отложив, все-таки надо было приберечь, - теперь я возмутилась и негодовала.

- Я уеду! - в заключение нашего длинного и бурного разговора заявила я. - Ты так и знай. Уеду! Почему я не только должна терпеть, но и должна всячески содействовать твоему увлечению ничтожной женщиной, а ты, где и как только можешь, препятствуешь моей дружбе с самым умным, благородным и талантливым человеком?

- Ты истеричка! - визгливым голосом закричал Миша. - Тебя лечить надо. И ты воображаешь, я не понимаю: ведь ты мне устроила сцену ревности, как самая пошлая баба. Уедешь, а на другой день после твоего приезда в Ялту появится заметка в газете: "Писательница Авилова прибыла в Ялту к Чехову". Будет публичный скандал. Я буду басней города".

Тут мы видим классику: обвинение в истеричности и нездоровой ревности (словно для этого нет причины!), нарциссический стыд стать "басней города", и нарциссическое же самомнение, словно всем есть дело до Михаила Авилова, и его персона куда интереснее и значимее, чем персоны Лидии Авиловой и Антона Чехова.

"А на другой день Миша был тих, любезен, предупредителен, но жаловался на здоровье - в сердце перебои, колотье.
- Так было у отца незадолго до его смерти".

Поняв, что жена настаивает на своем, Миша включает мнимо ничтожного нарцисса. Манипуляция более, чем прозрачная: "я без тебя умру". Можно рассматривать как вариант сахарного шоу.

По незнанию мы ошибочно принимаем такие речи как раскаяние, косвенное признание в любви - типа стеснительный мужчина может сказать об этом только намеками.

"Когда он ушел на службу, моя маленькая Ниночка уселась у меня на коленях, прижалась ко мне и сказала:

- Мамочка, не уезжай от нас. Нам будет очень плохо. Папа будет болен. А я буду плакать, плакать!..
- Это тебя папа научил сказать?
- Да, папа.
- А еще что он просил сказать?
- А я забыла.
Я не уехала".

Для надежности Миша втягивает в игру и детей. На этом Авилова сдается.
Вот вам и замечательный отец.

16. "Обыкновенная женская жизнь"

«Обыкновенная женская жизнь. Да и все в ней было хорошо: Мишино увлечение меня мало беспокоило, я очень скоро уверилась, что оно ничуть не влияло на его отношение к семье; дети у меня были прекрасные: здоровые, способные, милые".

Рационализация, столь привычная для Авиловой и... спасительная в ее положении.

"Наконец, мои литературные успехи давали мне немало радости. Даже Миша стал относиться к моим занятиям гораздо снисходительнее и потихоньку от меня собирал все газеты и журналы, где были напечатаны мои рассказы. Когда я это случайно узнала, меня это очень порадовало».

И тут Авилова ошибочно трактует поведение мужа. Она думает, что он вдруг оценил ее талант и потому "смягчился"...

Нет. Жена - нарциссическое расширение Миши, и ее успехи он приписывает во многом себе. Это как Васисуалий Лоханкин гордился большой белой грудью жены Варвары и ее службой в каком-то учреждении.

Обратим внимание и на то, что такое в понятии нарцисса успех: его жену ПУБЛИКУЮТ, она ПРИЗНАНА. То есть, пока она урывками писала свои вещи, он обзывал ее беллетристкой и постоянно отвлекал от работы. Сейчас же, когда она известная писательница - Миша раздувается от грандиозности, словно это ЕГО талант, ЕГО труд, ЕГО упорство...

нарциссический трофей, нарциссическое расширение, сахарное шоу, газлайтинг, нарциссический ресурс, нарциссический гнев, нарциссическая зависть, мнимо ничтожный нарцисс, литературные герои, нарциссический стыд, созависимые отношения, жизнь замечательных нарциссов

Previous post Next post
Up