"Зубастый" Миша Авилов (Муж подруги Чехова)

Feb 20, 2019 09:44


Я сейчас читаю воспоминания современников о Чехове и с особенным интересом ознакомилась с мемуарами Лидии Авиловой, писательницы. У нее с Чеховым был долгий и очень мутный то ли роман, то ли не роман - «целых десять лет неопределенных и напряженных отношений»…

Но сейчас о другом. Авилова параллельно рассказывает о своем муже, и вот тут-то картина абьюза угадывается уже "с первой ноты"...

Приведу эти фрагменты и вкратце прокомментирую их.

(кадры из фильма «Поклонница» Виталия Мельникова, 2012.  В роли Авиловой - Светлана Иванова. )

1. "Прям и часто язвителен"

«Я была невестой человека, которого, мне казалось, я горячо любила. Но я в нем разочаровалась и взяла свое слово обратно. И из всего этого, очень тяжелого для меня, переживания я вынесла твердое решение: не поддаваться более дурману влюбленности, а выбрать мужа трезво, разумно, как выбирают вещь, которую придется долго носить. И я выбрала и гордилась своим выбором.

Миша был очень умен, очень способен и, помимо университета, приобрел много разнородных знаний благодаря своей любознательности и любви к чтению. Несколько грубоватый в своих выражениях, он был искренен, прям, часто язвителен, никогда не стеснялся выразить свое мнение и, несмотря на свой очень молодой возраст, импонировал даже взрослым и внушал к себе уважение.
- Зубаст! - говорил про него мой зять и смеялся. Но и он относился к Мише не как к мальчишке, а как равный к равному».

Язвительность и «зубастость» в адрес других - признак злого человека. Авилова рационализирует их как искренность и прямоту, но это вовсе не они. Рубить всем подряд типа правду-матку, которую никто от тебя не просит... ставить людей в неловкое положение... оттачивать на них свое остроумие - это агрессия, а вовсе не искренность.

Обратим внимание на грандиозный образ «очень умного и очень способного», которого "уважают даже взрослые". А я так думаю, что не уважают, а... боятся, а то неровен час, огребут от "правдоруба" Миши.

2. "Зато женюсь я, а не он"

«Я еще хорошо помнила, как он отозвался о моем прежнем женихе, офицере.
- Что ж, - сказал он, - хорош! И рейтузы обтянуты, и ус... "Гусар, на саблю опираясь"... Хорош!
Этот отзыв, по всей вероятности, положил начало моему охлаждению».

Обесценивание на почве нарциссической зависти к удачливому и, видимо, красивому сопернику.

«Миша знал, что я не люблю его, как принято любить женихов. Он сам принимал горячее участие в моем неудачном романе и даже держал пари с моим прежним женихом, что я не выйду за него замуж».

Вмешательство в чужие любовные дела  и косвенное способствование распаду отношений. "Была тебе любимая, а стала мне жена".

Всякого рода пари, в которых разменной монетой становится "любимая девушка" - типичные игрища нарциссов, то есть, людей без эмпатии, вечно озабоченных подтверждением своей грандиозности в глазах других. Вспомним спор Ильи, что "через неделю Тося сама за ним бегать будет". Вспомним пари, которое пытался навязать Паратов гостю Огудаловых (Панкратову-Черному), подначивая его на то, чтобы он попал из пистолета в стакан на голове Ларисы.

«Пари было заключено на полдюжины шампанского в моем присутствии и было принято как шутка. Мы так и поняли, что Миша хочет угостить нас. Но он был предусмотрительнее и проницательнее нас. Свое пари он выиграл, но... шампанского не получил. "Зато женюсь-то я, а не он", - утешался Миша, и ему, казалось, было совсем безразлично, что его будущая жена только ценит, а не любит его. Он как будто даже забыл о моем признании. Но, как потом оказалось, совсем не забыл, и я за это признание долго и тяжело платилась».


(на фото: в роли Чехова - Кирилл Пирогов, фильм "Поклонница")

3. "Взгляни на себя в зеркало"

«Когда я вернулась домой (с литературного вечера, где познакомилась с Чеховым - ТТ), Левушку уже пеленала няня. Миша вошел в детскую следом за мной.

- Взгляни на себя в зеркало, - сердито сказал он. - Раскраснелась, растрепалась. И что за манера носить косы! Хотела поразить своего Чехова. Левушка плачет, а она, мать, с беллетристами кокетничает.

Слово "беллетрист" было у Миши синонимом пустобреха. Я это знала.

- Чехов - беллетрист? - сухо спросила я.

Миша стал ходить по комнате.

- А что? Понравился? Расскажи.

Обесценивание на почве нарциссической зависти к признанному таланту и вообще, к популярности Чехова.

"Я чувствовала, как я потухала. Чувствовала, как безотчетная радость, так празднично осветившая весь мир, смиренно складывала крылья, свертывала свой ослепительный павлиний хвост, жалобно вытягивала шею. Кончено! Все по-прежнему. И жить будем по-прежнему. Почему жизнь должна быть легка и прекрасна? Кто это обещал?..»

Убитая радость, испорченное настроение, обманутые надежды: все виды подрезанных крыльев - это по части нарциссов.

4. "Ну что, мать, пришпилили тебе хвост?"

«Что такое семейное счастье? Это редкое, очень прихотливое растение, за которым нужен постоянный, очень заботливый уход".

Скорее всего, некритично воспринятый Авиловой стереотип о том, что любовь надо выстрадать, а отношения - долго и мучительно строить. Да нет, нормальные отношения вовсе не требуют ухода как за изнеженным растением. Да, в них бывают столкновения интересов, но они нечасты, не разрушительны и быстро решаются. То есть, вот этот "постоянный, очень заботливый уход за отношениями" (причем, с одной стороны!) - признак деструктивных отношений.

"С рождения Левы я стала очень ухаживать за своим "семейным счастьем". У меня уже было трое детей: Лева, Лодя и грудная Ниночка. Миша был примерным отцом. Чтобы увеличить средства к жизни, он взял еще вечернюю работу, а все свободное время возился и нянчился с детьми.

Но он был несколько неловок и когда брал ребенка на руки, ронял с него одеяло и пеленки, а играя со старшими, ломал их игрушки. Мальчики с укоризной говорили ему: "Эх, папа!" - но всегда ждали его прихода с радостью и нетерпением. Даже Ниночка тянулась к нему ручонками и ласково ворковала на его руках".

Имидж примерного отца, который в значительной степени поддерживается рационализацией Авиловой. Хотя вот же проскальзывает его разрушительная суть - он с и с т е м а т и ч е с к и ломает игрушки. Не одну игрушку и не один раз... Но, разумеется, потому что "несколько неловок"...

"Несомненно, наше семейное счастье окрепло. Миша как-то сказал мне:
- Ну что, мать? Пришпилили тебе хвост? Не хочешь теперь разводиться?"

"Пришпилить хвост" детьми - излюбленная тактика абьюзера.  Ну а когда у тебя трое детей-погодков - семейное счастье, несомненно, окрепнет... путей-то для отступления практически нет... Приходится все больше "ухаживать за прихотливым растением" и все креативнее рационализировать слова и выходки абьюзера.

"Я поморщилась.
- Что? выражение тебе не нравится? Так ведь я не беллетрист. А ведь помнишь, как ты в первый же год предлагала мне разойтись?

Еще бы этого не помнить! Этот первый год моего замужества остался у меня в памяти как кошмар. Во-первых, полной неожиданностью был невероятно скверный характер мужа и его несносная требовательность".

Обратим внимание на одномоментное снятие маски, как только Миша заполучил ценный "трофей". Наверно, еле до церкви дотерпел... К сожалению, до свадьбы Лидия Алексеевна не смогла верно расценить  всегдашний сарказм Миши и его подозрительное мельтешение около нее и ее первого жениха... а вот это, пожалуй, и были первые звоночки.

"Первый раз мы поссорились, только что вернувшись из церкви, где нас повенчали. Он требовал, чтобы я надела калоши, чтобы идти гулять. Я не хотела надевать калош. Мы стояли друг против друга, как два молодых петуха перед дракой. Позже мы ссорились из-за таких же пустяков по нескольку раз в день. Я отстаивала свою самостоятельность, он - свой авторитет".

Ненормальная частота ссор.
Разрушительность ссор из-за пустяков.
Требование подчинения в вопросах, которые каждый взрослый человек в состоянии решить сам.

"А откуда взялся этот авторитет? Он был всего на год старше меня, и я помнила его еще гимназистом второго класса. И разве он смел противоречить мне хотя в чем-нибудь, пока я не стала его женой?"

Ого, давно знакомы... Вот тогда, видимо, Миша и присмотрел себе будущую жертву.

5. "Я чувствовала за собой неоплатный долг"

"Я хотела заниматься литературой. Была мечта - сделаться писательницей. Я писала и стихами и прозой с самого детства. Я ничего в жизни так не любила, как писать. Я дала себе слово, что буду работать и что замужество ничему не помешает.

Но я ошиблась! Сразу жизнь сложилась так, что у меня совсем не было времени писать. Миша до обеда был в департаменте. Казалось бы, я могла быть свободной и делать то, что я хочу, тем более, что у меня была прислуга. Но это только так казалось. Весь день уходил на мелочи: я должна была идти за покупками и брать припасы именно там, где назначал Миша: кофе на Морской, сметану на Садовой, табак на Невском, квас на Моховой и т.д. И должна была делать соус к жаркому сама, а не поручать это дело кухарке; я должна была набить папиросы.

И еще главной заботой моей жизни были - двери. Двери должны были быть плотно закрыты весь день, чтобы из кухни не проникал чад, и настежь открыты вечером, чтобы воздух сравнялся. И горе мне, если, возвращаясь со службы, Миша улавливал малейший запах из кухни.

Вечером, когда Миша садился писать свою диссертацию, я тогда устраивалась в спальне и принималась за свою рукопись, но сейчас же раздавался окрик:

- Зачем дверь в спальню закрыта? Открой! Да ты что там делаешь? Иди ко мне!
- Мне хочется писать.
- Тебе только хочется, а мне надо. И я тут запутался в предложении. Помоги-ка мне выбраться, беллетристка".

Обесценивание уничижающим словом "беллетристка", которая, однако ж, должна по свистку примчаться редактировать его текст. То есть, нарцисс признает дарование жены и эксплуатирует его, но все это - и зависть к ней, и то, что он вынужден прибегать к ее помощи - несказанно бесит его.

Искусственное создание постоянной бессмысленной занятости для жены. Очень напоминает "трудотерапию" в концлагерях или поведение злой мачехи, которая смешивала мешок риса и мешок пшена - лишь бы Золушка всегда была занята отупляющим трудом.

Придирки по пустякам, "причуды" - пример с дверями.

Постоянное отрывание от занятия, которое представляет для жертвы большую ценность. По сути, саботаж ее самореализации. Обесценивание ее как творческого человека.

"Когда я ему предложила разойтись, он сказал:
- Из-за чего? Подумай. Ведь все наши недоразумения и ссоры из-за твоего упрямства. Ты привыкла жить безалаберно, руководствуясь только капризом. Ты считаешь это свободой, а я - беспорядком. У меня скучнейшая служба, потому что ты пожелала жить в городе, а не в деревне, где я мог бы заниматься хозяйством. Я с этим помирился. Почему ты не можешь помириться с тем, что тебе приходится держать дом в порядке? Неужели ты можешь требовать, чтобы я только восхищался твоей красотой и говорил тебе любезности? И ты хочешь разводиться? Из-за чего? Стыдно!"

Миша газлайтит жену, что все проблемы между ними - из-за нее. Из-за ее упрямства, безалаберности и капризности. Любимая присказка нарцисса! Во всем виновата жертва,  он же безгрешен. Вот если бы она не была упрямой... К сожалению, газлайтинг часто эффективен, жертва проникается виной из-за своего упрямства, старается "исправиться" и получить "в награду" долгожданный мир и лад... Но, увы, это ловушка.

Далее - жена виновата в том, что Мише... скучна его служба. Ведь именно она обрекла его на безрадостное существование в городе.

Характерна и попытка пристыдить. Слова "Стыдно!", "Стыд!" встретятся в речах Миши еще не раз, а в жизни, надо думать, он стыдил людей постоянно.

"Но я предложила ему разойтись не из-за того, что он не говорил мне любезностей, а из-за его слишком тяжелого и, как оказалось, наследственного нрава. Я думала заставить его встряхнуться, оглянуться на себя. Я предложила ему разойтись после того, как он, уже далеко не в первый раз, с бешенством кричал, что я не имела права женить его на себе, искалечить всю его жизнь из-за каких-то соображений и расчетов, из эгоизма, без любви, зная, как велика и сильна его любовь. Разве он не встретил бы девушку, которая по-настоящему полюбила бы его! Полюбила бы, а не выбрала бы, как я.

И я стала чувствовать за собой какой-то неоплатный долг. Как было исправить эту чудовищную вину, если была вина? Ведь я ничего не скрыла от него, и он знал с самого начала, что я не люблю его. Поэтому, после одного очень бурного скандала, я и предложила ему разойтись. Но разве он мог на это согласиться?"

Авилова вроде понимает, что ни в чем не виновата перед Мишей. Она честно перед свадьбой сообщила ему, что пылких романтических чувств к нему у нее нет. И в этом нет ничего плохого: так называемый моральный расчет - т.е. уважение и симпатия к хорошему человеку - может стать более прочной основой для брака, нежели "улетные чувства" и "ураганные любови".

И Мишу устроил расклад невесты, раз он согласился на брак. Сейчас же он виноватит ее, предъявляя ей нелепые и унизительные претензии.

Неоплатный долг и чудовищная вина... В здоровых отношениях мы их не испытываем. В отношениях же деструктивных этот камень давит на нас все тяжелее с каждым днем. Стали часто ощущать себя виноватой? Проанализируйте, что происходит в вашей жизни.

"Я отлично знала, что он любит меня больше, а не меньше прежнего, что он жить без меня не может".

Жить не может - пожалуй. Т.к отношения созависимые. А то, что любит - рационализация. Или, скорее, чистосердечное заблуждение хорошего человека. "Не может же не любить, раз так болезненно привязан?" - примерно в таком духе размышляет жертва.

6. "Муж часто напоминает, что я немолода"

«- Вам сколько лет? - спросил Чехов неожиданно.
- Двадцать восемь.
- А мне тридцать два. Когда мы познакомились, нам было на три года меньше: двадцать пять и двадцать девять. Как мы были молоды.
- Мне тогда еще не было двадцати пяти, да и теперь нет двадцати восьми. В мае будет. Мне муж часто напоминает, что я уже не молода, и всегда набавляет мне года. Вот и я немного набавляю.
- Не молоды? В двадцать семь лет?»

Тут без комментариев, да? Кстати, Миша называет жену "матерью" и "старухой" - но, конечно, "любя".

Кстати, тут мне вспоминается классный рассказ Чехова "Муж", написанный еще до знакомства с Авиловыми. "Акцизный Кирилл Петрович Шаликов, существо пьяное, узкое и злое" портит своей жене праздник. Его бесит, что на балу она весела, и...

"- Глядеть противно! - бормотал он. - Скоро уже сорок лет, ни кожи, ни рожи, а тоже, поди ты, напудрилась, завилась, корсет надела! Кокетничает, жеманничает и воображает, что это у нее хорошо выходит… Ах, скажите, как вы прекрасны!

Анна Павловна так ушла в танцы, что ни разу не взглянула на своего мужа.

- Конечно, где нам, мужикам! - злорадствовал акцизный. - Теперь мы за штатом… Мы тюлени, уездные медведи! А она царица бала; она ведь настолько еще сохранилась, что даже офицеры ею интересоваться могут. Пожалуй, и влюбиться не прочь".

7. "Мне стыдно за тебя! Стыдно!"

«Дома меня ждала гроза. Мише очень не понравилась наша оживленная беседа с Чеховым за столом.

- Вы обращали на себя всеобщее внимание, - кричал Миша, - а ты вела себя неприлично. Мне стыдно было за тебя! Стыдно!
- А мне и сейчас за тебя стыдно. Что это за сцена ревности? Этого еще недоставало.
- Не ревности, а... а... негодования. Моя жена, мать моих детей, должна вести себя прилично.

Мы то ссорились, то дулись весь вечер".

Нарцисс часто внушает нам, что мы вели себя "позорно", "нажрались как свинья", "вешались мужикам на шею", "несли чушь", "были всеобщим посмешищем", что ему "стыдно приводить нас в компанию" - все это в самых мерзких формулировках. И это тоже газлайтинг, призванный обесценить, пристыдить и завиноватить нас.

Конечно же, Авилова не гладила под столом ногу Чехова! :) Не сомневаюсь, что она держала себя просто и вместе с тем интеллигентно, без развязности и пошлости.  Но нарциссу важно самые чистые и светлые наши чувства интерпретировать максимально грязно.

"Но я тогда не ожидала, что еще ждет меня. Какой-то услужливый приятель рассказал Мише, что в тот вечер Антон Павлович кутил со своей компанией в ресторане, был пьян и говорил, что решил во что бы то ни стало увезти меня, добиться развода, жениться. Его будто бы очень одобряли, обещали ему всякую помощь и чуть ли не качали от восторга.

Миша был вне себя от возмущения. Он наговорил мне столько обидного и грубого, что в другой раз я бы этого не стерпела. Но в настоящем случае казалось мне, что он прав. О, какое это было крушение! Почти невероятно, что из-за Чехова я попала в грязную историю. Но как же не верить? В сущности, я так мало знала Антона Павловича. Я считала его близким, симпатичным, благородным. Вся душа моя тянулась к нему, а он, пьяный, выставил меня на позор и на посмешище.

- Ты кинулась ему на шею, психопатка! - кричал Миша, - завязала любовную интрижку под предлогом любви к литературе. Ты носишь мое имя, а это имя еще никогда по кабакам не трепали. Он хочет увезти тебя, а знаешь ли ты, сколько у него любовниц? Пьяница! бабник!

Я была ошеломлена, убита. Но когда я немного успокоилась и была в состоянии думать, я сказала себе: а все-таки этого не может быть. Это чья-то злобная выдумка, чтобы очернить в моих глазах Чехова и восстановить против него Мишу. Кому это могло быть нужно?

Я решила, что Миша мог слышать эту сплетню только от двух лиц. Одно было вне всяких подозрений, другое... И сейчас же мне вспомнилось, что это другое лицо сидело за юбилейным столом наискось от нас и, по-видимому, очень скучало. Он был писатель и печатал толстые романы, но никаких почестей ему не оказывали и даже на верхний конец стола не посадили. К Чехову он обращался с чрезвычайным подобострастием и выражал ему свои восторги, но не было никакого сомнения, что он завидует ему до ненависти, в чем я впоследствии убедилась».

Лично я считаю, что эту историю Миша придумал сам, чтобы еще сильнее унизить жену и Чехова в ее глазах.

9. "Воображаю, какую ахинею ты пишешь"

«В те случайные промежутки, когда у нас в доме было вполне благополучно: дети здоровы, Миша спокоен и в духе, я часто думала о том, что я пользуюсь в настоящее время самым большим счастьем, которое суждено мне судьбою. Большего и иного не должно быть никогда.

Но писать мне удавалось немного и нечасто, потому что дети неизбежно хворали, то врозь, то все вместе. Да и Мишин несчастный характер прорывался против его воли так неожиданно, что остеречься и уберечься было невозможно. И это делало меня всегда очень несчастной".

Непредсказуемость абьюзера очень изматывает, превращая жизнь его партнера в хождение по минному полю. "Какой прогноз у нас сегодня, милый?" Поэтому, конечно, редкие относительно спокойные периоды воспринимаются как "самое большое счастье".

"Письма Антона Павловича я получала тайком, через почтовое отделение, до востребования, и делала это потому, что боялась, как бы письмо не пришло в мое отсутствие и не попало бы в недобрый час. Но Миша знал о нашей переписке, и я иногда давала ему некоторые письма на прочтение.

- Ты видишь, как они мне полезны. Я пользуюсь его советами...
- Ерунда, - говорил Миша. - А я воображаю, какую ахинею ты ему пишешь. Вот что я желал бы почитать. Дай как-нибудь. Дашь?

Нет, я не дала».

Ну разумеется! Что еще, кроме ахинеи, может писать Чехову литературно одаренная женщина, с которой признанный писатель находит интересным состоять в переписке! Обесценивание, бессмысленное и беспощадное...

(Окончание в следующем посте)

абьюз, ложное Я, закручивание гаек, разведка, обольщение, деструктивный сценарий, жизнь замечательных нарциссов, нарциссический трофей, нарциссическое расширение, обесценивание, газлайтинг, нарциссический гнев, нарциссическая зависть, грандиозный нарцисс, нарциссический стыд, созависимые отношения, пробы пера

Previous post Next post
Up