Читательница прислала ссылку на интересную статью о так называемых "токсичных сборах"
https://medrussia.org/17413-falshivaya-blagotvoritelnost-kak-r/ Статья сильно откликнулась во мне. Но я согласна с написанным лишь наполовину. Безусловно, в этой сфере подвизается немало аферистов. Но если мы будем утверждать, что 99% организаторов сборов преследуют собственные шкурные интересы - не дадим ли мы по рукам людям, которые занимаются сборами исключительно ради помощи? Которыми движут конструктивные интересы?..
...Несколько лет назад в подобной истории оказалась замешана и я. В каких-то день-два наш район обвешали объявлениями, что 25-летней Ирине нужны деньги на лечение. Диагноз - рак шейки матки 4 стадии.
Полгода назад Ирина родила, муж ее бросил то ли во время беременности, то ли вскоре после родов. Ирина не имеет поддержки от семьи (мать умерла, у отца новая семья), и живет одна с ребенком в нищете в старом частном доме.
Параллельно с объявлениями появились группы в соцсетях, бурные обсуждения на нашем главном городском интернет-портале. В считанные дни сотни, а может, и тысячи горожан прониклись бедой Ирины.
Организаторами сбора выступили две бывшие одноклассницы Ирины. Началось с того, что, встретив ее на улице, они поразились ее исхудалому, болезненному виду. Расспросили. Ирина рассказала им о своем диагнозе и о том, что врачи якобы отказываются ее лечить.
(Впоследствии в СМИ появился комментарий главного гинеколога города о том, что медицина сделала для Ирины все возможное, все прочее - выше их сил).
Девушки в считанные дни развили бурную активность. Деньги начали быстро стекаться на указанные счета. И вот тут на сборщиц вышла некая координатор одной из израильских клиник, в которой будто бы Ирине были готовы помочь. Многие обрадовались.
Но проходили дни, а Ирина в Израиль так и не ехала. Нам это объясняли тем, что она слишком слаба, и нужно было подождать, когда она чуть наберется сил для переезда... Вскоре нас оповестили, что Ирина поднялась с постели и даже покаталась на санках у себя во дворе. Сколько было радости! А через два дня пришло сообщение, что ее не стало. Спустя месяц после начала сборов...
А вот дальше развернулось самое "интересное". Со слов девушек-сборщиц, им поступило около двух миллионов рублей. От людей посыпались вопросы: куда пойдут деньги, раз они не "освоены"? Мнение большинства было таково: передать их адресно на лечение человека с похожим диагнозом. Допустим, найти такого через благотворительные фонды. Я считала, что это правильно.
Но тут оказалось, что деньги находятся у Ирининого отца. Через посредников он донес до общественности, что возвращать ничего не намерен, а деньги употребит на покупку квартиры для ребенка Ирины - своего внука. Когда-нибудь...
Многих это покоробило и даже взбесило. Ситуация вокруг сбора для Ирины накалилась до чрезвычайности. Группа активистов написала письмо в прокуратуру и собирала наши подписи. Речь шла о нецелевом использовании средств, мошенничестве... не помню точных формулировок. Я тоже подписала это письмо. Я хотела, чтобы деньги ушли больному человеку, а не на квартиру ребенку, которому на данный момент нет еще и года. Безусловно, ребенку понадобится квартира, но мы-то собирали не на квартиру...
Другая группа комментаторов пыталась нас устыдить. Типа нам жалко своих "копеек", что нас "жаба задушила". То есть, радикально искажала нашу мотивацию. А ведь никто не просил своих "копеек" обратно. Нам просто не хотелось, чтобы на наши деньги шиковали близкие Ирины, которые палец о палец для нее не ударяли, пока она болела и умирала. Но которые не постеснялись из этих средств закатить поминки на 150 тысяч в одном недешевом кафе.
В общем, прокуратура нам отказала. Активисты этого сбора побывали на нескольких программах на федеральном телевидении. Но деньги так и остались "в семье".
Если я что-то напутала за давностью лет, прошу поправить меня тех, кто более информирован об этом сборе.
***
А теперь - то, чего ради я затеяла этот пост. Я уверена, что девушки-одноклассницы Ирины, затеявшие сбор, были искренни в своем порыве и не планировали нажиться на умирающей подруге.
Однако получилось так, что их смешали в общую кучу с теми, кто "прилип" к сбору (непонятный "координатор Израильской клиники", родные) и "наварился" на нем. Многие комментаторы сочли, что у девочек изначально был умысел нас облапошить.
Почти уверена, что нет. Но думаю, пережитый скандал и волна негодования, обрушившаяся на них, сильно подкосила в них желание делать что-то подобное в дальнейшем. "Души прекрасные порывы" были подрезаны на корню. И я очень опасаюсь, что своими нападками на якобы токсичных сборщиков мы можем отвратить организаторов-энтузиастов от благих дел. Они просто побоятся заниматься этим.
Я сочувствую этим девушкам. Думаю, их картина мира в те недели шокирующе расширилась. Наверно, они день за днем офигевали, наблюдая, как из ниоткуда выплывают разные непонятные персонажи, которые "на законных основаниях" тянут руки не к своим деньгам...
Давайте обсудим эту больную тему. Вопросов не задаю. Ответьте сами на те, что родились у вас...