Как я сбежала с "непыльной работы"

May 10, 2018 12:55


Работа "не бей лежачего" с "гипоопекающим" шефом некоторым рисуется идеалом, однако читательница сбежала из такого офиса через полгода, а до нее так же поступили две ее предшественницы...

"Читая истории про токсичный коллектив, вспомнила и свою. К сожалению, я, как и многие жертвы токсичных людей, не понимала тогда, что нужно в любой непонятной ситуации прежде всего верить собственным ощущениям.

...Объявление о вакансии я нашла на одном из популярнейших сайтов. Насколько мне известно, работодатели заключают договор на размещение вакансий, поэтому я доверилась и изначально воспринимала организацию как нечто, внушающее доверие.

Откликнувшись, я почти сразу получила приглашение на собеседование. Офис располагался в центре, поэтому я мысленно поставила ещё один плюсик в пользу этой компании. Название, кстати, было довольно громким: имя и фамилия англичанина-основателя компании и локальная приписка “Eastern Europe”. Я загуглила название и  вышла на британское представительство компании, где была ссылка и на российское. Сайт был довольно годным, поэтому, отбросив все сомнения, я пошла на собеседование.

Компании требовался персональный помощник руководителя, свободно владеющий английским языком. Директор лично проводил интервью с соискателями. Мне это показалось заманчивым, поскольку сразу хотелось видеть, смогу ли я сойтись с непосредственным руководителем. Дмитрий произвёл на меня довольно приятное впечатление: осанистый, вежливый, улыбчивый. Он придержал мне дверь и помог снять пальто.

Я находилась в некотором смятении, поскольку кабинет, в котором мы находились, выглядел единственным, имеющимся у компании. Мне совершенно не хотелось работать на частника в шарашкиной конторе, но все выглядело именно так. Помещение казалось каким-то необжитым, бездушным. Словно прочитав мои мысли, Дмитрий поспешил оправдываться: «Недавно переехали в этот офис, ещё толком не успели обосноваться».

Мы присели за стол, и Дмитрий стал тщательно изучать мое резюме. «ХХХ? Это наши конкуренты» - сказал он. Я 2 года работала в этой крупной американской компании, имеющей филиалы по всему миру, и никогда не слышала про такого конкурента. Заметив на моем лице недоверчивую ухмылку, Дмитрий снова поспешил отшутиться: «Да, мы конкуренты, только ХХХ об этом не знает. Ха-ха. Но мы тоже производим (название продукции)».

Я задала вопрос о зарплате. Дмитрий предложил сумму, которую я получала на прошлом месте (ушла из-за выхода из отпуска по уходу за ребёнком основного сотрудника). Я осмелилась задать вопрос о чистоте заработной платы, т.к. всегда отклоняла предложения с «серой» з.п. Дмитрий честно сказал, что официальная часть - 25 тысяч, остальное в конверте и заверил, что не обидит.

Затем он предложил перевести небольшую статью об основании компании. Я с лёгкостью это сделала, и Дмитрий сказал, что, скорее всего, отменит все остальные собеседования и остановится на мне. Такая постановка решения была хоть и приятна мне, как соискателю, но выглядела совершенно непрофессионально (как я сейчас понимаю).

На следующий день Дмитрий и впрямь мне перезвонил и сообщил, что я принята на работу. Мне было почему-то радостно, хотя внутри все ещё грызли сомнения.

Какая-то странная

Через пару дней я вышла на работу и... поняла, что у компании всего 2 кабинета: шефский и смежная комнатка чуть попросторнее. Ещё выяснилось, что у меня не будет компьютера. Мне было предложено принести ноутбук из дома. Я начала возмущаться, что так дело не пойдёт, на что Дмитрий ответил: «Хорошо, купи ноутбук, я верну тебе 10 тысяч».

Мне пришлось наскребать по сусекам деньги, т.к. я не работала около месяца и эти деньги были отложены на нужды до первой зарплаты. Купила самый дешёвый ноутбук и принесла его на работу. Тут же выяснилось, что и лицензионного софта у компании нет, и мне предложили установить пиратский. Я сказала, что не умею. Шеф ответил: «Попросишь завтра Пашу».

На следующий день я и впрямь имела счастье познакомиться с другими сотрудниками компании: Павлом, Ренатом и Дашей. Павел оказался родным братом Дмитрия и его замом по совместительству. Он не был таким улыбчивым и располагающим, как старший брат. Надо отдать ему должное, он довольно быстро установил на ноут пиратский софт. Ренат тоже оказался не слишком приветливым, но мне и не хотелось ни с кем там дружить, если честно. Мне не терпелось приступить к должностным обязанностям.

Про Дашу. Она оказалась довольно милой девушкой. Быстро ввела меня в курс дел, переслала все необходимые имена, пароли, явки. И сказала между делом: «Ты уже третья за последние полгода».

Меня слегка покоробила эта фраза. Вечером я позвонила сестре и рассказала ей о своих сомнениях. Хотя она и разделила их, тем не менее, посоветовала мне не рубить с плеча и поработать немного. Хотя бы до первой зарплаты. Я согласилась с ней, в очередной раз предав свои предчувствия.

Официально меня приняли на работу через стороннюю фирму, которая осуществляла бухгалтерскую и кадровую поддержку «на аутсорсе», но взяли в штат компании «ХХХ Восточная Европа».

С первых же минут нахождения на рабочем месте я стала интересоваться, что я должна делать, но мне отвечали размыто: наполнять информацией сайт, вести деловую переписку. На деле же доступа к редактированию сайта у меня не было («Сделаем, всему своё время»), а переписку вести было попросту не с кем. Я начала наводить уют: купила чашки с блюдцами, разнос, кофе, сахар, печенье. Разложила документы по папкам, протерла пыль.

Дмитрий хвалил меня, мол всего ничего работаешь, а уже столько всего сделала. Но мне было некомфортно. Казалось, что я нужна не для работы, а для чего-то другого. В первые же дни работы Дмитрий пригласил меня с ним пообедать, отметить, так сказать, мое трудоустройство. Время действительно было обеденное, поэтому я согласилась. На тот момент я была строгим вегетарианцем, о чем решила никому не говорить. Когда мы пришли в ресторан, Дмитрий стал советовать мне какие-то стейки, причём очень настойчиво.

Мне пришлось поведать о своих предпочтениях. «Здорово! Я тоже хочу отказаться от мяса! Мне так жалко всех этих коровушек и хрюшек» - сказал Дмитрий с усмешкой - «Но я слишком люблю мясо» - добавил он далее.

На следующий день уже Паша и Ренат начали расспрашивать меня о вегетарианстве. Я лишь отшутилась, что с детства не люблю мясо, но Паша начал откровенно троллить меня, хотя видел всего третий раз в жизни. Мне было неприятно, что Дмитрий рассказал обо всем своему брату. Одно дело, если бы я сама начала призывать их к вегетарианству, но тут совсем другое дело. В своих убеждениях пришлось признаться, чтоб пояснить, почему я отказываюсь отведать стейк. В общем, я почувствовала себя какой-то странной (это ощущение будет преследовать меня все 5 месяцев работы).

Как мы "шифровались" от Ричарда

Следующий «душ Шарко» меня ждал очень скоро. Дмитрий вызвал к себе и стал расспрашивать, каким я вижу организацию рабочего процесса. Я сказала, что для организации делопроизводства и контроля неплохо было бы проводить еженедельные совещания, где перед каждым сотрудником будут ставиться задачи и вестись отчёт о выполнении этих задач. Для меня было немного странным рассказывать об этом директору компании, но я видела, что этого не хватает (как и многого другого).

Начать было решено с понедельника. В 9 утра все четверо (Дмитрий, я, Паша и Ренат) собрались в кабинете шефа. С неизменной ухмылкой шеф сказал, что теперь каждая неделя будет начинаться с совещаний и указал на меня, как инициатора. Я аккуратно записывала все в протокол, попутно ставя перед собой задачи на неделю и радуясь, что, наконец, смогу начать работать.

Но я рано радовалась: на следующем совещании выяснилось, что никто ничего не делал, а воз и ныне там. Паше и Ренату были неприятны нововведения, никто не отнёсся к ним всерьёз, в том числе и сам Дмитрий. В итоге через некоторое время эти еженедельные совещания были упразднены.

Через некоторое время я узнала, что Дмитрий фактически является директором не одной, а нескольких компаний. И что все эти компании занимаются одним и тем же - поставкой ХХХ. Главой британского представительства компании является некий Ричард, который должен был на днях приехать в Россию.

Меня предупредили, что при Ричарде нельзя упоминать другие компании. Дмитрий попросил убрать все папки с их названиями подальше. Также на время приезда Ричарда Ренат должен был работать из дома. Переставала в эти дни и Даша забегать к нам в кабинет. Она работала в помещении этажом ниже, как раз в «другой» компании, возглавляемой Дмитрием.

Я выполнила все необходимые требования и забронировала для Ричарда номер в отеле. Мне было немного стыдно, что при мне будут водить за нос почтенного британца, но я решила, что это всего лишь работа.

Ричард оказался довольно приятным человеком. Мы мало с ним общались, поскольку основное время он проводил с Дмитрием. Мне казалось, что Дмитрий пытается его развлечь, напоить и накормить. «Видимо, я ничего не понимаю в этих начальских делах» - думала я. Ричард не задержался в России надолго, спустя несколько дней он уехал обратно в Великобританию, а Ренат и Даша вылезли из укрытий.

"Люблю я это дело"

Одной из немногих моих обязанностей была закупка канцелярии и продуктов. Либо Дмитрий давал мне деньги, а я потом составляла отчёт по затратам, либо я покупала на свои, а потом предъявляла чеки. Никаких особых задержек с выдачей средств не было. Единственное, что меня напрягало, это одно-двух-трёхдневные задержки зарплаты. Официальная часть приходила в срок, а чёрную мне приходилось просить. «Да-да, я поеду в банк сегодня и завтра выдам тебе зарплату» - говорил шеф. И на следующий день выдавал. Но мне было неприятно каждый раз напоминать.

Однажды Паша обвинил меня в хищении подотчетных мне средств. Когда я, пребывая в шоке, начала оправдываться, он посмеялся и сказал, что пошутил. Мне было нисколько не смешно, это серьёзное обвинение. Далее Паша частенько спрашивал меня, сколько денег осталось «в кассе», не растратила ли я их на себя. Я отвечала, что планировала шоппинг, но, увы, средства слишком мелкие для такой дамы, как я. Паша видел, что меня задевают его подколы, поэтому продолжал их, попутно стебя меня насчёт веганства.

В разговоре с ним я всегда ловила себя на оправданиях, хотя ни в чем не была повинна.

Если позиция Паши и его отношение ко мне были очевидны, то что замышлял Дмитрий, я понять не могла. Он был вежлив, немного насмешлив, но в целом добродушен. Много шутил. Спрашивал о моей личной жизни. Я сказала, что у меня есть любимый человек, на что Дмитрий задал вопрос: «А когда поженитесь?»

Я ответила, что пока ещё рано, а он сказал, что своей жене сделал предложение в первый же месяц знакомства. Так же, как и тем двоим до неё. «Я уже трижды был женат, у меня от каждой жены по ребёнку. Люблю я это дело, уж очень влюбчив». Мне были неприятны эти разговоры, они смущали меня.
Через некоторое время он познакомил меня с женой. Это была редкая красавица, очень стройная, несмотря на наличие полугодовалого карапуза-сына. Я всегда любила детей, поэтому даже подержала его на ручках. Дмитрий потом сказал мне: «Тебе тоже уже пора детей рожать, это счастье». Я не понимала, к чему все эти разговоры, ведь ему прежде всего нужна была работница, а не декретница.

А тем временем близился Новый год. В честь этого к нам собирался снова приехать Ричард. Снова началась подготовка и сокрытие неудобных документов и папок. Однажды шеф подошёл ко мне и говорит: «Учись делать отчёты в системе, чтоб в них не фигурировали другие компании, кроме «ХХХ», чтоб предоставить их Ричарду, если попросит».

Я ответила: «Да это проще простого: логиньтесь через Ричарда. Вот отчёт и готов»

Шеф посмотрел на меня с подобием уважения и сказал: «А ты сечёшь! Я до такого не додумался».

Мне в очередной раз сделалось липко и неприятно, но я тогда думала, что мой руководитель - это Дмитрий. И я должна быть на его стороне и действовать в его интересах.

Меня попросили найти хорошее заведение для корпоратива. Ричард приехал не один, а с партнером, поэтому я забронировала столик на четверых. Меня тоже просили составить им компанию. Мне было неуютно в обществе троих мужчин, но я старалась держаться весело и непринуждённо, радуясь, что нет Паши. Мужчины заказывали алкогольные напитки, я сказала, что не пью, но через некоторое время мне принесли коктейль «Маргарита». Ну ладно, я не стала отказываться и принялась медленно его потягивать.

Через некоторое время боссы захмелели и начали участвовать в конкурсах и танцевать с присутствующими на соседнем корпоративе девушками. Я расслабилась и повеселела. Дмитрий пригласил меня на танец. Мне было неудобно отказывать, поэтому я приняла его приглашение, но держалась максимально отстранённо, а он все сокращал дистанцию. Я почувствовала тошнотворный запах перегара от него, мне стало противно, я легонько оттолкнула Дмитрия от себя и позвонила своему парню, чтоб забрал меня с этого мероприятия. Благо, парень приехал быстро.

Наутро я сидела в офисе одна - Дмитрий и его партнёры сильно перебрали и отсыпались до обеда. Впрочем, в последующие дни тоже никого не было - Дмитрий продолжал развлекать иностранных партнеров выпивкой, ресторанами и прочими увеселениями. Я старалась забыть тот жуткий танец с Дмитрием, оправдывая его тем, что он просто перебрал.

Мне было совершенно нечем заняться на работе: никто не звонил и не писал, от Дмитрия не было никаких поручений, кроме «Закажи нам такси, я не смогу быть за рулем» и «Закажи нам пиццу и колу, мы проголодались». Кто-то, возможно, обрадовался бы такой работе, но мне хотелось развиваться, реализовывать свой потенциал, быть полезной и оценённой.

Когда Ричард уехал, ничего не изменилось. Снова появился Ренат. Они с Пашей приходили на работу часам к 10-11, а то и вовсе к обеду и уезжали в 4-5 вечера. Я же сидела с 9 утра до 18:00. Иногда я уходила пораньше и шла на почту, чтобы получить или отправить письма. Работа была крайне скучной и бестолковой.

Однажды утром мне позвонили и попросили помочь с отгрузкой товара. Я этим никогда не занималась, но обратиться было не к кому: ни Рената, ни Паши на месте не было. Я помогла клиентам и была собой довольна. Когда парни пришли на работу, я рассказала им про это, но получила в ответ совершенно шокирующую реакцию со стороны Рената. Он покраснел от злости и сказал: «Никогда больше так не делай! Это мои клиенты! Занимайся своей работой».

Мне хотелось оправдаться, но я даже этого не смогла сделать. По непонятной (тогда) мне причине я вновь почувствовала себя глупой и странной. Вскоре Дмитрий сказал: «Что, Рената подсидеть хочешь? Молодец! Если интересно таким заниматься, то вот тебе задание: найти поставщиков (название продукта)».

Я с радостью ухватилась за это задание и приступила к деятельности. Парни продолжали посмеиваться надо мной. Паша иногда задавал какие-то вопросы, а когда я отвечала, они с Ренатом многозначительно переглядывались и смеялись. Паша продолжал шутить на тему вегетарианства и кражи мной денег. Я перестала обращать внимание и просто молчала в ответ.

Иногда он вполне дружелюбно обращался ко мне. Я забывала обиды и шла на контакт, но в ответ снова получала шуточки про вегетарианство. Или растрату подотчетных средств. К слову сказать, с тех пор, как Паша начал шутить, деньги я стала носить с собой. Там была маленькая сумма, не больше 5-10 тысяч рублей, но я боялась, что Паша может их стащить, а потом сказать, что я потеряла или потратила на себя. Чеки на всякий случай тоже очень берегла, мало ли что.

Повторюсь, что в компании Паши и Рената я ощущала себя глупой и странной. Почти под Новый год у нас был ещё один корпоратив, куда все пришли со своими супругами. Я пригласила своего парня (ныне мой супруг) который, к слову, тоже не ест мясо. Это был конец 2014 года, культурная столица. Но все: Дмитрий, Паша, Ренат и их супруги смотрели на нас с парнем, как на инопланетян. Нам задавали вопросы, ахали и охали. Благо, у моего супруга нет никакой беды с границами, поэтому он довольно быстро свёл все эти разговоры о вреде вегетарианства на нет.

Повторюсь, что в компании с Пашей я чувствовала себя тупой. Но тот вечер расставил все по местам: жена Паши сделала несколько глупых ошибок: сначала перепутала Австрию и Австралию, потом сказала, что столица Китая - Токио. Были ещё какие-то милые глупости, но я не запомнила. Мы с мужем ушли оттуда первыми. И он сразу сказал: «Ты, конечно, извини, но твои коллеги какие-то странные». Тогда я поняла, что, возможно, дело не во мне.

Потом были январские праздники, которые затянулись для фирмы почти на месяц: с утра на работу приходила одна я, к обеду подтягивались остальные на 3-4 часа, а потом они уезжали, а я оставалась сидеть до 6. Я чувствовала себя «ботаном» среди «крутых» одноклассников.

Финальным аккордом моей карьеры в этой компании стал грядущий визит налоговой. Дмитрий ворвался в офис и велел мне уничтожить все документы и удалить всю информацию на сервере. «А резервные копии?» - спросила я. «Нет, удаляй все» - ответил Дмитрий. Я подчинилась и нажала “delete”.
Дмитрий уехал по делам, а я сидела и смотрела, как на мониторе папки летели и исчезали. Пустой офис, сотрудники, которых нельзя показывать Ричарду, ничегонеделание, троллинг от коллег, странные поручения, спаивание Ричарда, беседы о могуществе нашей фирмы, мечты Дмитрия о расширении компании и открытии филиалов, удаление всех документов...

В один момент мне стало одновременно смешно и страшно. И я написала два заявления: на увольнение и финальный авансовый отчёт с приложенными чеками. В отчете сделала приписку: «Переплаченные мною средства в размере 300 рублей прошу пожертвовать в пользу Иванова Павла, ввиду его тяжёлого материального положения». Я даже не стала отрабатывать - убежала оттуда при первой возможности.

Кстати, мне недоплатили примерно 12 тысяч рублей. Возвращаться и требовать их мне совершенно не хотелось".

токсичный офис, истории читателей, обесценивание

Previous post Next post
Up