Когда Родитель рулит

Aug 10, 2016 09:00

Вчера я написала о своем кризисе. В настоящий момент я резко перестраиваю свой режим дня, и мне это дается с большим трудом. По тому, что я рассказывала, можно подумать, будто я борюсь с собой и себя ломаю. Но это не борьба и не насилие в общепринятом понимании, как может показаться. Это разумное проявление власти «внутреннего родителя», поскольку для этого есть объективная необходимость. Но вот расставлять приоритеты, делать выводы об объективной необходимости и давать власть какой-то одной части личности - это функция не «Родителя», а другой части в структуре личности.

Структура личности в гештальте делится на три части: Ид, Персона и Эго. Ид - это сфера чувств, ощущений, желаний. Она проявляется телесно. Персона - это все, что относится к «голове»: логика, воля, принципы, установки, и т.д. Это если в двух словах. Функция Эго - в обеспечении комфортного и сбалансированного взаимодействия этих частей с целью реализации потребностей личности. Чаще всего Ид проявляется как «детская» часть, а Персона - «родительская» (у Эрика Берна они так и называются - Ребенок и Родитель). Детская психическая структура, пока они совсем маленькие, представляет собой чистый Ид. Их потребности сводятся к чисто физиологическим: покушать, покакать, поспать и поиграть. Функцию Персоны и во многом Эго выполняют родители, давая ребенку ограничения и влияя на процесс его развития. С возрастом функции Персоны и Эго постепенно помещаются внутрь личности и вместе с Ид формируют структуру.

Часто родители, вместо того, чтобы признать свою власть и авторитет, воюют с детьми: спорят с ними, запрещают, наказывают, уговаривают, подкупают. В таком случае у детей закрепляются либо слишком жесткие рамки, которые мешают проявлять чувства и спонтанность (угнетается функция Ид), либо, напротив, рамки формируются нечеткими и размытыми (недостаточно развивается волевая часть, за которую отвечает Персона). Вырастая, мы отношения с родителями переносим на отношения с собой. Одни пытаются договариваться, и тогда власть «гуляет» от «родителя» к «ребенку», другие поступают с собой как поступали с ними их авторитарные родители: строго запрещают и наказывают. Первые, как правило, не могут устоять перед сиюминутным кайфом («мне бы на диету, но я не могу отказаться от тортика», или «он совсем не подходит для отношений, но я не устояла перед соблазном - переспала и влюбилась»). Вторые, напротив, слишком логичны, теряют связь со своими чувствами и телом, не позволяют себе удовольствий. Но чаще всего это качели: то ограничения, то срывы. Все это означает, что Эго либо не сформировано, либо незрело.

Итак, еще раз. Что делает зрелое Эго? Оно определяет приоритеты и в зависимости от ситуации отдает власть той или другой части, и делает это в интересах развития личности.

Как это выглядит в жизни?

Вернемся к детско-родительским отношениям. К примеру, существует объективная необходимость - делать больному ребенку уколы. Он плачет, сопротивляется, проявляет агрессию. Часто родители либо ведут себя авторитарно - заставляют, игнорируя слезы, либо либерально - уговаривают, обещают вознаграждение, либо вообще отказываются от уколов и требуют от врача прописать какую-нибудь гомеопатию. Как поступает авторитетный родитель, который берет на себя родительскую власть?

1. Он признает чувства ребенка («Да, малыш, это больно, я знаю. И ты можешь злиться на то, что приходится это терпеть»).

2. Твердо настаивает на необходимости процедуры («Я тебе сочувствую и плачу вместе с тобой, но тебе придется это пережить») и, если ребенок маленький, в буквальном смысле крепко и уверенно обнимает его, фиксируя конечности, чтобы тот не имел возможности сопротивляться.

3. Утешает (говорит, какой он молодец, как он стойко перенес укол, дает какое-то вознаграждение).

Примерно то же должно происходить, когда у взрослого человека есть объективная необходимость что-то в себе кардинально изменить: похудеть при ожирении, например, либо, как у меня - перестроить режим дня, чтобы получить доступ к дополнительной энергии для реализации своих целей. Уговаривать себя (свой Ид, как же!) либо жестко себя ограничивать - это все равно, что проявлять не авторитетную родительскую позицию в отношениях родителя и ребенка. Авторитет же означает спокойное признание своей власти при сохранении уважения и ценности личности другого.

То, что я описала, не означает, что «родительская» часть - главная. Часто власть стоит отдать Ид. Например, в сексе. Для того чтобы насладиться близостью, нужны спонтанность, чувственность, доверие к партнеру, хороший контакт со своим телом - в общем, в буквальном смысле нужно «отключить голову». Но это, опять же, совсем не означает полное отстранение Персоны и игнорирование ее потребностей. Например, перед сексом надо бы дать «слово» этой части, то есть «включить голову»: Готова ли я к сексу именно с этим мужчиной или лучше не торопиться и не бросаться в омут с головой? Стоит ли ему доверять? Если он отказывается использовать презерватив либо просит то, что для меня неприемлемо, могу ли я согласиться на такие условия? Я как-нибудь напишу пост о том, в каких ситуациях нужно отдавать власть Ид и как это делать.

Для развития функции Эго важно, чтобы две части учились взаимодействовать между собой, учитывая потребности друг друга. В гештальт-терапии для этого есть специальные техники. Главным образом это эксперимент, в котором обе части (при поддержке терапевта) разговаривают между собой, до тех пор, пока каждая не перестанет считать себя главной и правильной и каждая не осознает, что они «плывут в одной лодке», и цели у них должны быть общими - гармоничное развитие всей личности.

Гармоничное выстраивание отношений между Ид и Персоной в своей структуре личности (а это происходит лишь при осознанной систематической каждодневной практике) приводит к позитивным изменениям в отношениях с близкими и вообще окружающей реальностью. Мы учимся отдавать власть более компетентному человеку либо брать на себя авторитетную власть в тех вопросах, которые относятся к сфере нашей компетенции. Например, в мужско-женских отношениях: в некоторых вопросах женщина подчиняется мужчине, при этом не через бунт или отказ от своих потребностей, а признавая его бОльшую силу в данном вопросе. А мужчина, в свою очередь, как волевая и структурирующая сила, берет свою ответственность, но признает свою слабость в сферах жизни, в которых женщина сильнее. По тому же принципу строятся любые партнерские отношения.



саморегуляция, инициация, части личности, внутренний конфликт

Previous post Next post
Up