Кто помнит свои первые помидоры? Рукола

Aug 02, 2013 19:25


Я не помню, когда я впервые съела яблоко. И мой первый огурец навсегда выпал из моего сознания. Ни мой первый укроп, ни свеклу, ни чеснок стерты как будто поработали агенты ФБР из американского болбастера. Вообще на свете очень мало людей, помнящих все свои первые разы. Первый поцелуй помнят, а свои первые помидоры - нет. А если подумать то, что люди делают чаще, едят картошку или целуются?

Поэтому я практически горжусь тем, что могу точно сказать, когда я попробовала впервые руколу. Это было в начале июня 2009 года в Венеции на 53 Бьеннале современного искусства. Я тогда работала в пресс-службе Московского дома фотографии и вылетела в качестве сотрудников музея, обслуживающих Русский павильон.




Пикантность момента была в том, что я должна была одна везти группу журналистов и промо-материалы на четырех языках к открытию фестиваля, которые не пропустили накануне в Шереметево - сказали, что коммерческий груз. Так получилось, что из всех сотрудников я полетела последней, перед самым открытием, и на меня легла не только почетная обязанность сопровождать русскую прессу, но и во чтобы то не стало довезти пресс-материалы, потому что если не я, то уже никто другой. Все уже были в Венеции.

Журналистов было сорок,  я была одна. И ещё тридцать чемоданов с промо-материалами для иностранных СМИ - диски, буклеты, альбомы на разных языках… Мне сказали - тебе там помогут сами газетчики. Если учесть что большинство людей пишущих о культуре явно не дружили с фитнесом, то просить помощи перетаскивании чемоданов было бессмысленно. Единственное успокаивало, что если уж мою директрису не пропустили с этим многокилограммовым грузом, то куда уж мне.

- Таня, ты главное не волнуйся. Выдай каждому журналисту по чемодану с буклетами.

- А если они не захотят брать, это же перевес?

- Скажи им, что мы заплатим за перевес, чего ты теряешься, в первый раз что ли?

- Вообще-то да.

В 2009 году я реально впервые вылетела заграницу. Раньше все было не до этого, да и нелюбовь к собиранию документов останавливала. Поэтому я была действительно в некоторой растерянности, когда меня назначили руководителем перелетных журналистов. Начальник отдела по зарубежным связям просто не отходил от меня.

- Татьяна, ну вы запомнили алгоритм действий?

- Ладно, хорошо, а скажите, как весь этот багаж я в самолет понесу?

- Послушайте! Вы вообще понимаете, что говорите? Чемоданы вы сдадите перед паспортным контролем.

- Это в аэропорту или где?

- Татьяна, вы вообще в самолете летали когда-нибудь?

- Конечно, но очень давно, с мамой в пять лет…

Так получилось, что мой первая поездка заграницу были практически и первым осознанным полетом в самолете. Реально до этого я летала только один раз ещё в советское время с мамой и память сохранила лишь отрывки. Вот я поднимаюсь по шасси. Вот сижу рядом с иллюминатором. Вот мне дают противную конфету «Театральная» от которой меня тошнит в целлофановый кулек…






Накануне отлета передо мной уже водил хороводы весь музей, давая ценные указания о том, как провезти полтонны буклетов без декларации. Дали даже какую-то бумагу, подписанную шишкой от министерства культуры, что тридцать чемоданов пресс-релизов не являются коммерческим грузом. Каждый час мне из Италии звонила моя директор Ольга Львовна Свиблова и наставляла как лучше провезти контрабанду. А когда директор узнала, что у меня на руках бумага из министерства, то она воспряла духом.

-

Таня, если вас остановят тут же просите дежурного искусствоведа в аэропорту и покажите ей эту бумагу. Она должна нам помочь. Да не забудьте к министерской бумаге журнал.

-   Какой журнал?

- Любой. И положите туда двести долларов. Деньги возьмите у нашего финдиректора. Когда искусствовед в аэропорту даст команду пропустить груз, скажите ей большое спасибо и подарите журнал.

- Ольга Львовна, вы что, хотите, чтобы я взятку дала?

- Таня, перестаньте говорить это вслух! О, Боже…

Я, наверное, была единственным сотрудником музея, которого провожал в полет всеми сотрудниками зарубежного отдела, хмуро приехавшими к семи утра в здание аэропорта и эскортирующими меня до самого паспортного контроля…Уже при сдаче багажа я робко попросила:

- Извините, пожалуйста, а не могли бы вы дать мне места подальше от группы, которую я сопровождаю?

- Пожалуйста, только это будут место в самом хвосте, рядом с туалетом.

- Отлично.

- А скажите, пожалуйста, почему у вашей группы все чемоданы одинаково весят?

- Ну мы же группа…

- И почему они все одинаковые, синие? Что вы в них везете?

- Что могут везти пишущие люди? Бумагу, конечно…

Не знаю, то ли новичкам везет, то ли просто в Шереметево дежурила сердобольная к людям культуры смена, но груз не задержали и глубоко выдохнув оказалась в зоне беспошлинной торговли и бешено-дорогих кофеен.. Журналисты очень быстро рассредоточились по парфюмерным и вино-водочным отделам. А некоторые не стали тратить время на шоппинг. Дмитрий Савицкий, директор «Серебряного дождя» до самого вылета не мог выйти из бара, так он боялся полетов и успокаивал себя коньяком.




Но большинство пишущей братии решила не тратить так быстро деньги и запаслось стеклотарой в многочисленных магазинчиках аэропорта. Сопровождать группу российских журналистов в то время, когда на борту самолетов Аэрофлота можно было распивать собственные напитки, было непросто. Я десять раз поблагодарила всевышнего, что я так удачно выбрала место рядом с туалетом в противоположном конце от группы. Да и то, радостные крики газетчиков и звон бутылок, которыми они чокались, доносился и до меня.

После трех часов полета делегация была очень навеселе. До такой степени, некоторые журналисты исчезли прямо в здании Венецианского аэропорта. Как я их не искала и не вызванивала - все было бесполезно. Одна из потерявшихся была журналистка Марина, которая как мне сказали куда-то положила сумочку с документами и не может её найти. Взвесив в уме все последствия такого исчезновения, про себя я сразу пожелала, чтобы не только сумка, но и сама журналистка исчезли навсегда, не только с лица земли, но и вообще в памяти людской. Опять же как в фантастических блокбастерах память затирают. Оп, и нет журналистки, и мне не надо будет объясняться сначала со своим директором, которая хочет от неё статью, потом с полицией, по поводу пропажи, а потом и с её родней, если она не отыщется…




Вообще из этой поездки я вынесла очень много. И я поняла на всю жизнь, что в стрессовой ситуации порой надо не геройствовать и рваться на амбразуру, а отпустить контроль и люди сами как-то организуются. Это действительно работает - когда все поняли, что я не кинусь больше никого искать и вызванивать по списку журналисты погрузились на водные венецианские такси и прекрасно доехали без меня до своих апартаментов.

Марина, сотрудница отдела культуры «МК», появилась под вечер. Как она шла без денег и без документов для меня до сих пор является загадкой, так как Венеция окружена водой. Наверное, в «Московском комсомольце» проходят специальную подготовку… Именно Марина, в одно из похмельных венецианских утр предложила мне не идти в кафе, а приготовить яичницу дома.

- Таня, я тебе сейчас такую яичницу сделаю. С настоящими итальянскими помидорами! О, давай ещё руколы купим.

- Что это?

- Ты не знаешь что такое рукола? О, эта моя самая любимая трава.

- А что в России её нет что ли?

- Нет. Я во всяком случае семена не видела… Не продаются они у нас.

Семена, конечно же продавались. Наверное, Марина их искала не в тех магазинах. Но вкус Марининой яичницы и салата из настоящей итальянской руколы я помню до сих пор. Она там была удивительно большая и разлапистая. Потом я уже посеяла руколу и у себя. Потом стала сеять два раза за сезон. А потом вообще я посеяла её столько, что уже было не до руколы и она дала семена. Эти семена я собрала в ноябре прошлого года и этой весной посеяла в самом неудачном месте моего участка, где земля была глинистой, а тень от дома - постоянной.

Рукола прекрасно выросла. Я очень довольна своим небольшим полем эруки. Во-первых, рукола как и все крестоцветные прекрасный сидерат. Во-вторых, пусть лучше пять метров руколы, чем пять метров пырея с одуванчиками. В-третьих - все равно на том участке ничего съедобного кроме этой живучей травы не вырастешь.

Руколы сейчас так много, что уже и собирать её лень.




Она давно уже пустилась в цвет и дает семена. Ну лучше пусть она, чем сурепка какая-нибудь, хотя они же родственники…

рукола

Previous post Next post
Up