Моя речная ретроспектива в ЖЖ натолкнула на мысль продолжить реальное знакомство с новыми реками. Начать решила с Камы - мы с ней лишь краешком познакомились давным-давно, в 2003-м году. Самый крупный порт на Каме - это Пермь, от нас туда идет прямой поезд Челябинск - Санкт-Петербург. Всего 10 часов пути - и можно возобновить давнее знакомство.
Готовясь к поездке, я с большой радостью узнала, что в Перми не одна крупная река, а две - практически на краю города в Каму впадает река Чусовая. И это место встречи тоже можно увидеть. Так мы и собирались познакомиться с этой рекой. Но встреча случилась гораздо раньше.
Только-только проехав Первоуральск, в окне поезда я увидела реку.
«Исеть» - подумала я. «Чусовая» - ответил Гугл всемогущий.
Лёня молодец, успел заметить название станции, сразу после которой и появилась река - Билимбай. Я полезла читать про Чусовую и оказалось, что её исток находится в Челябинской области. Где-то даже написали, что прямо в Челябинске. Не успела я удивиться, как следом прочитала, что по нашей области она протекает всего 20 км и в областном центре никак быть не может.
Мы довольно долго ехали вдоль реки, она иногда уходила в сторону, петляла, потом возвращалась и текла почти параллельно ЖД.
Чусовая - единственная река, которая начинаясь в Азии, пересекает Уральские горы и течет в Европу. То есть вместо того, чтобы течь себе в Сибирь, решила двигаться в другом направлении.
Мы проехали несколько притоков реки.
Существует несколько версий происхождения названия реки. Самая распространенная и, похоже, наиболее близкая к истине - производное от слова «Чусва». «Чус» на удмуртском языке означает «бойкий», «проворный», а «ва» на коми-пермяцком - «вода». То есть «бойкая вода». Исследователи полагают, что слово «чус», отсутствующее в современном коми-пермяцком языке, было забыто этим народом, но сохранилось в родственном ему удмуртском языке. Русские, придя в эти места, перестроили слово «Чусва» под более привычное себе «Чусовая».
Тем временем лес вдоль нашего пути совершенно переменился. После ярких и светлых березовых рощиц Южного Урала Пермский край встречал нас голыми осинами и могучими елями. Зона лесостепей плавно перешла в зону тайги.
Общая протяженность Чусовой - 592 километра. Большую часть пути река течет по территории Свердловской области (377 км), на долю Пермского края остается 195 км.
На Чусовой стоят около 70 небольших деревень и сел (большинство из них - в нижнем течении). При этом в непосредственной близости от нее лишь четыре города: Полевской, Ревда, Первоуральск и Чусовой.
Вскоре река повернула почти перпендикулярно к нашему пути, а следом наступил вечер. Мы приближались к станции Кунгур, когда перед нами возникла река Сылва. Какие виды предстали перед нами, какие заводи и островки среди реки! Но фотографировать эту красоту не было никакой возможности, дело было уже после 22.00. А через час после Кунгура мы прибыли в Пермь.
Второй целью нашей поездки в Пермь был поход на балет, но про это будет отдельный рассказ. Спектакль был дневной, в 15.00 мы вышли из театра и спустились к Каме.
Все три дня нашего пребывания в Перми было не просто жарко, а очень жарко. Так что мы лишь немного прошли вдоль реки поверху, оставив прогулку по набережной на более прохладное время.
Вид на Коммунальный мост. Внизу видны рельсы - это дорога соединяет две ЖД станции, Пермь-I и Пермь II. Сейчас движения между этими станциями нет, возможно этими путями пользуются в каких-то особых случаях.
Набережная Перми разделена на 3 яруса, ведь большая часть города находится на крутом левом берегу Камы.
Наконец-то вечером мы пошли гулять вдоль реки.
Набережная тянется от речного порта до Речного вокзала, это примерно 2 км. Через 2 года Пермь будет отмечать 300-летие города, по этому случаю в городе массово идет реконструкция и благоустройство. В том числе работы ведутся и на набережной.
Спустились на нижнюю часть набережной возле Коммунального моста.
Вдали виднеется ЖД мост, по нему наш поезд, высадив нас в Перми, поехал дальше.
Понравилась надпись на противоположном берегу - «Между нами вода»
Круизные теплоходы свой сезон еще не открыли, а прогулочные пользуются огромным спросом.
Два километра пролетели незаметно, мы добрались до Речного вокзала и арт-объекта напротив него, который любят и пермяки, и гости города.
Тем временем день завершается, на утро у нас большие планы.
Утро начинаем на том же месте.
Здесь прогулочная часть набережной заканчивается и начинается промзона, тянущаяся вдоль реки. Уже видны первые корпуса Мотовилихинских заводов.
В конце набережной можно было спуститься к реке. Жара, но вода холодная.
В ожидании электрички погуляли вдоль Камы и успели сходить в краеведческий музей. Вообще-то мы планировали уехать за город с раннего утра, но не тут-то было. Все, кто описывал как добраться в нужное нам место, писал о том, что электрички ходят со станции Пермь II. Но нет, дорогу над Камой действительно закрыли и наша электричка отправлялась с другого вокзала. На раннюю электричку мы уже не успели, поэтому пришлось найти занятие на пару часов. Потом еще 40 минут ехать вдоль той самой промзоны и 3 километра шагать до мыса Стрелка - места встречи Камы и Чусовой.
Направо Кама
Налево Чусовая
А посередине мы ))
Кое-где камни выходят на поверхность. Ветра тут сумасшедшие!
Козьими тропами пробираемся до самого края мыса
Идем со стороны Камы
Вид на Чусовской залив и ЖД мост, по которому мы недавно проехали.
Перед нами открывается Камское море - водохранилище, построенное в середине прошлого века. Из-за этого длина Чусовой уменьшилась, а устье оказалось практически в Камском море.
Невозможно остановиться и не фотографировать
По дамбе проложен только ЖД путь, а для автомобилистов выстроен мост чуть далее.
Электричка возвращает нас в реальность и напоминает, что нам еще в обратную сторону шагать более 3 км.
Бросаем прощальный взгляд.
Нам очень повезло, что в день нашего похода на Стрелку жара чуть-чуть отступила, вместо +31 было «всего» +27. Так что мы благополучно дошли до станции и вернулись в город. Перед нами Чусовая.
В последний день пребывания в Перми мы решили прокатиться на теплоходе. И он повез нас в ту сторону, где мы накануне проехались на электричке.
Жара вернулась, народ ломанулся к реке. Оборудованных пляжей мы не увидели, но спасатели патрулировали берега.
Вот и заводы пошли. Для промзоны все выглядит просто идеально.
Плыли мы ровно час в одну сторону, но до Камской ГЭС не добрались. Слева от центра еле просматривается здание с башенкой, это как раз КамГЭС.
Повернули в обратную сторону. С правой стороны жилых районов у реки нет, сплошь индивидуальное строительство
Тучки набежали.
И обратно убежали.
Вот такое у нас получилось трехдневное свидание с самым большим притоком Волги и её притоком.