Ты рисуй, рисуй дома, художник

Dec 19, 2013 15:30



Готовы к большой прогулке? Тогда поехали.
Говоря о Лионе, невозможно не затронуть одну из его главных достопримечательностей, дома с настенной живописью, т.е. фресками. Самые зрелищные фрески в Лионе появились благодаря студии Cite de la Creation, отцом-основателем которой является французский художник Жильбер Курден.
Увидеть все здания, над которыми потрудились художники, практически нереально - их около двух сотен, на карте отмечена только часть из них, а местные жители зачастую не имеют представления о чем идет речь.
Дома с глухими стенами есть в каждом городе, чаще всего там размещают огромную рекламу. А вот в Лионе подошли к этому вопросу творчески - отдали эти стены художникам, превратив город в музей под открытым небом. Часть фресок выполнена в жанре тромплей (trompe l'oeil) - обман зрения. Когда не всегда сразу удается догадаться что нарисовано, а что нет.

Согласно найденной в интернете информации, часть фресок располагаются в музее под открытым небом, носящем имя знаменитого лионского архитектора Тони Гарнье. И расположен этот музей в районе Соединенные Штаты (Etats-Unis), который Гарнье спроектировал и построил. Так что отправляемся в СШЛ - Соединенные Штаты Лиона.
Даже не доехав до самого музея, мы спешно выскочили из трамвая, потому как увидели такую картину.





Точнее даже так. Эта группа из 3-х фресок называется "Вавилонская башня".



Ступеньки!



Банальная девятиэтажка





Двигаясь вперед по бульвару Etats-Unis и не успев перевести дух от этой атаки фресок, видим еще более банальную пятиэтажку. Уже красиво и оригинально.



Заглядываем за угол и видим торцевую стену, выходящую на Rue Villon - ну это уже контрольный в голову! Фреска называется "Шанхай".



Запомните этот адрес, здесь живут чудеса.



Пока шли по бульвару и обсуждали увиденное, вдали показались здания, относящиеся к музею.





Немного истории. Тони Гарнье родился в Лионе в 1869 году, его отец был художником по шелку, а мать - ткачихой. Семья жила на холме Круа-Русс, поэтому мальчик с детства видел в каких тяжелых условиях живут рабочие. С детства мечтал стать архитектором, именно через свою страсть к архитектуре он пытался найти решения для улучшения условий жизни трудящихся. Архитектуре учился в Лионе и Париже, работал в разных городах, но вернулся в Лион. Основной труд Гарнье - Une cité industrielle, опубликованный в 1918. На стену здания нанесен генеральный план индустриального города, каким видел его Гарнье.



В нем архитектор разработал план некоего идеального города, который частично был реализован в Лионе. Ключевая идея - разделение городских пространств путем градостроительного зонирования, т.е. разделения площадей на 4 категории: рекреационно-жилые, промышленные, административно-культурные и транспортные. Но в целом Une cité industrielle был воспринят при его жизни как утопия. В частности, по этому плану общеобразовательные и профессиональные школы размещать вблизи промышленных предприятий, для того, чтобы упростить населению получение образования.
План квартала вокзала.



Морской вокзал и порт. Здесь, кстати, видно, что за фресками ухаживают - моют, подкрашивают.



Промышленная зона.



А так должна выглядеть идеальная школа.



Жилая зона. Идеальные жилища будущего - функциональные здания из железобетона, украшенные садами.







Башня с часами, символ непрерывной работы.



По проектам Тони Гарнье в Лионе были построены несколько сооружений. Больница Гранж-Бланш (1915-1930 гг.).



Скотобойни и скотный рынок (1909-1914 гг.), впоследствии переделанные в концертный зал.



Внизу фрески изображены видные люди Лиона - братья Люмьер, сам архитектор и мэр Лиона Эдуар Эррио.



Я уже упоминала, что музей располагается в районе, выстроенном по проекту Гарнье. Построен он был в период между 1920 и 1933 гг. и был назван Etats-Unis. Со временем район стал слишком изолированным. Здания не ремонтировались, у домов были грязные фасады, отсутствовали современные удобства. В 80-х годах «Город Тони Гарнье» по-прежнему был «деревней», спрятанной в центре города. В 1983 г. представители района сформировали комитет и обратились к общественности и властям города с просьбой возродить и реанимировать их район. Окончательное положительное решение о финансировании было получено в 1988 г. В том же году произошла встреча с группой художников Cite de la Creation - тогда и родилась идея создания Городского музея Тони Гарнье.
Реанимация района длилась 12 лет. За это время было проделано следующее:
- модернизированы более полутора тысяч квартир в полусотне домов. Работы включали ремонт фасадов, перепланировку квартир, создание ванных комнат, ремонт мест общего пользования, установку лифтов;





- перестроены общественные места (дворы, сады, тротуары), в том числе посажены зеленые насаждения, проведено благоустройство площадей и скверов;



- создан новый культурный жанр - Городской музей Тони Гарнье.



Сейчас это место - заурядный спальный район города, хотя похоже, что очень удобный для жизни. Не новый и не слишком «вылизанный». Публика здесь проживает самая обычная, довольно много эмигрантов (мы заглянули на местный рынок).



Если бы не настенные фрески! В этом уникальном месте собраны 24 монументальные росписи, которые можно подразделить тематически:
- одна из фресок символизирует истинные традиции Лиона с одной стороны, и смену эпох с другой. В верхней части - заводы, улицы, лишенные солнца и падающий молот, символизирующий промышленность. Реклама внизу - это знак современности. Фрагменты-рисунки в нижней части символизируют стремительный прогресс больших лионских предприятий, таких как "Люмьер" и "Берле".



- двенадцать картин иллюстрируют утопическую идею идеального промышленного города;
- четыре фрески посвящены построенным архитектором зданиям в г.Лион (больница, рынок, стадион;
- семь фресок представляют собой образ идеального города, каким видят его художники других континентов.
Посмотрим на эти 6 фресок. Воображаемый город Мексики. Фреска выполнена по мотивам оригинальных рисунков мексиканских художников Мариса Лара и Артуро Гуэро. Солнце-луна, день-ночь, экстерьер-интерьер, мужчина-женщина, вечное движение (которое усилено реальными машинами на переднем плане). Среди многочисленных представленных символов трудно не заметить Кецалькоатль.



Воображаемый город Египта. Фреска выполнена по мотивам рисунков Абделя Салама Эйд Элле.
- Дверь Искусств, включая музыку (ухо), живопись (потолок), языки (пара).
- Дверь Времени, где мы видим Анубиса, стража мертвых
- Дверь Жизни с потолком, символ вечной жизни.



Воображаемый город Индии. По мотивам рисунков Шантарама Тумбда, упоминается племя Варли, не известное документально. Его религия, обычаи передавались устно и через живопись на стенах домов. Четырехугольный центр содержит символы жизни, свадебные обряды, темы танцовщиков и музыкантов.



Наш человек с "ихними" танцовщиками. Для понимания масштабов.



Воображаемый город США. Оригинальный рисунок Мэтта Милликэна. Фреска состоит из шести панелей и читается снизу вверх. Для передачи информации использована пиктограмма, Цветовой код выглядит следующим образом: духовное в красном цвете, разум - в черном, искусство - в желтом, природа - зеленый, техника - синий. Комбинация этих цветов характеризует отношения города и человека.



Воображаемый город Кот-Д’Ивуар, по мотивам рисунков африканского художника Ёзефа Бата. Изображены тесные отношения между человеком и естественными (природными) и сверхъестественными силами. Задействован дополнительно не то сарай, не то трансформаторная будка.





Ну и куда же без России. Воображаемый город по рисункам Георгия Шестакова. Набор разноцветных и нескладных домов и извилистых проулков без неба и горизонта выглядит как протест официальной советской архитектуре. Православные колокольни подчеркивают пространство, которое автор сделал как гобелен, без начала и конца.





Надо сказать о том, что как в настоящем музее, здесь имеются аннотации к каждому экспонату. Выполнены они похожими на табличку с адресом и прикреплены сбоку каждого дома с фреской.



Мы шли и думали - какие же молодцы лионцы, сделавшие почти из трущоб первой половины ХХ века такой креатив. На самом деле район абсолютно никакой, но когда видишь эти картины, об этом забываешь. Также как и о мерзкой хмурой погоде, которая была в тот день. И тут, уже на выходе "из музея" увидели еще одну фреску, седьмую, на которой изображен Квебек, нам она представилась как некая связь времен.



Увлекательное это занятие - "охота" на фрески, поэтому отправляемся дальше. Вот тут как раз случился у нас прокол. Пока мы по карте разбирались куда нам двигаться, подошел местный житель и на чистом русском языке просветил, что в этом районе ничего нет и послал нас совсем в другую сторону. В результате мы сначала вышли к знакомому нам по фрескам бывшему скотному рынку, а ныне концертному залу имени Т. Гарнье (увы-увы, фотография совсем не получилась), а потом вообще углубились в такие турлы, что я даже начала сомневаться не вышли ли мы за пределы города. Но всё закончилось благополучно, мы не потерялись,а утром снова отправились на поиски фресок. Вернувшись на то место, где остановились вчера, мы все же нашли нужный нам дом. Оказалось, накануне мы не дошли до него буквально 100 метров. Поскольку здесь задействовано не одно, а сразу три здания, поэтому работу можно назвать триптихом памяти Диего Риверы.
Изображение на левом здании символизирует историю Мексики, начиная от ацтеков к более современной жизни.



Средняя часть представляет собой фрагмент картины художника, которую он сам назвал автопортретом, дама в центре (мне она показалась слегка похожей на Фриду Кало) - символ тщеславия, а все остальные - персонажи мексиканского общества.



Кстати, это единственная фреска, где мы заметили следы вандалов, темные очки на лица их - их работа.



Правая часть фрески повествует о трудной жизни мексиканского пролетариата, обратите внимание на портрет В.И. Ленина в центре здания.





Было бы ужасно обидно не найти такую красоту.



Дальше на метро доехали до Cours Gambetta, возле нужного нам дома мы несколько раз садились на трамвай, но не догадывались обойти дом вокруг. Напрасно - потому как совершенно обычный с фасада дом на задней стене "рассказывает" историю лионского кинематографа.











Не устали? Ну ничего, осталось не так много. Еще одна стена появилась совсем недавно, уже после нашего первого визита в Лион. Она посвящена французскому художнику Tony Tallet. И его работам.





Полный тромплей, иллюзия параллельных, но таких реальных миров!



Поскольку эта стена находится возле знаменитого дома с фресками, который я показывала в прошлом году, во второй половине поста , то вот вам оттуда приветик. Сразу и не скажешь кто тут нарисован, а кто понаехавший.



А если от дома со знаменитыми лионцами пройти немного по набережной в сторону центра, то аккурат можно попасть к дому-библиотеке - "La bibliotheque de la cite".





На стенах площадью 400 кв.м изображены персонажи книг, авторы которых родились или работали в Лионе. На разворотах книг около 500 отрывков из произведений Рабле, Луизы Лабе, Вольтера, Фередерика Дарда и других.





Мы увидели еще несколько фресок на зданиях, но показать их я не смогу - некоторые не вышли из-за темного времени дня, одна фреска оказалась практически закрыта растущим рядом деревом (и это зимой!). Но, думаю, что общее представление о фресках в Лионе вы получили. И очень надеюсь, что вам понравилось. Ну и на десерт - крупнейшая фреска в Европе, Mur peint des Canuts. Она находится на холме Круа-Русс, на бульваре Ткачей (Boulevard de Canuts, 48) и занимает площадь 1200 кв.м. Это действительно нечто!



По словам ее создателя, Жильбера Курдена, в этой картине он отобразил повседневную жизнь жителей района, участниками которой являются реальные персонажи.



Посмотрите, они даже отражаются в настоящих лужах как реальные люди!





Только в таком ракурсе можно понять какие окна нарисованы, а какие - настоящие.



Фреска имеет свою историю. В 1986 году была просто глухая стена.



Через год дом раскрасили вот так.



Ну а сегодня :)))



Такие они, лионцы, слова в простоте не скажут.


фрески, Лион, Франция, экскурсия

Previous post Next post
Up