Итак, "долгострой".
В январе 2013 года, после лихорадочности "27 рецептов" я получила "волшебный пендель" и не хотела останавливаться :) Конечно, немного замедлиться до комфортного темпа, но продолжать рисовать. Хотелось большого проекта, и я решила проиллюстрировать любимое на тот момент произведение - из недавно прочитанных - повесть о путешествиях во времени "A Matter of Time", по мотивам вселенной сериалов "Torchwood" и "Doctor Who". В повести 21 глава и эпилог, и я решила сделать к ней 22 иллюстрации.
Достала блокнот на кольцах и набросала отличный план:
1. Выбрать моменты
2. Набросать композиции
3. Найти материалы, с чего срисовывать
4. Сделать 22 заготовки чистовых листов
5. Проработать их все
6. Все закончить
:)
Формат листов я выбрала А4, и решила вписывать композиции в круг (это и цикличность времени, и "круговая логика", и отсылка к "инопланетным" кругам на полях - так я рассуждала). Рисовать собиралась маркерами, используя условный цвет.
1.
Чтобы "выбрать моменты", я составила буквально на одной страничке схему смены настроений (или состояний) от главы к главе. Что самое главное происходит? Конфликт / опасность / передышка, расслабление / неловкость / шок / равновесие, доверие... и т.д. Мне это помогло, потому что во время учёбы мы много упражнялись в построении абстрактных композиций с заданным состоянием. "Вот вам три треугольника с соотношением сторон 5:1 и один круг, изобразите "Устойчивость" :)
Сейчас я подумала, что стоило всё-таки начать именно с абстрактных композиций. Но я, прежде чем перешла к п.2, всё же расписала более конкретно: что именно я хочу нарисовать к каждой главе: какой момент, каких персонажей, где. Тут у меня произошел эпик фейл в использовании блокнота на кольцах: я стала набрасывать композиции на развороте слева к той главе, что описана справа... И когда потом пропустила одну главу - не смогла её уже вставить куда нужно, потому что это бы разорвало цепочку "иллюстрация - глава"!!! Всё преимущество вставных страниц пошло насмарку! ХD Надо было мыслить листами, а не разворотами. Ну или не писать на листах с обеих сторон, что ли. :)
2.
Потом я распечатала несколько страниц с 6 пустыми кругами на каждой и набросала пробные композиции карандашом, добавила маркерами тон. В тетрадке на соответствующих разворотах кратко проанализировала эти почеркушки, записала, какие мне нравятся (и почему), а какие нет (и как можно исправить). Например, в одной иллюстрации я хотела передать ощущение навалившегося на героя осознания того, что случилось. А в наброске я изобразила ярко освещённую комнату и его тёмный силуэт. Тёмные цвета воспринимаются более тяжёлыми, и я решила в будущем игнорировать освещённость и передавать ощущения: он будет светлым силуэтом, как бы висящим без опоры у самой границы рисунка, а комната за его спиной будет тёмной, "давящей". А в другой композиции был вид сверху на лежащих людей (то есть вообще-то как бы неважно, как их развернуть на листе), но чтобы лишний раз подчеркнуть, что мир героя "перевернулся", я решила рисовать их слегка "вверх ногами". Ну и так далее.
После этого я отрисовала все композиции линиями в "натуральную величину", простым карандашом. Отсканировала их и свела вместе в одном кореловском файле. При взгляде на монитор стали заметны некоторые композиционные "косяки", которые я поправила на компьютере: вырезала кусочки и силуэты, повернула или изменила размер, чтобы было как мне надо. (Два пустых круга - это NSFW, цензура одним словом :) )
Я сейчас понимаю, что тогда слишком сильно "жадничала": как можно больше моментов хотела в иллюстрациях отразить, "запихнуть" в них побольше. Вот эти маленькие круги на листах - следствие "жадности": в центре планировалась главная иллюстрация, сбоку миниатюра о чём-то ещё интересном, что происходило в главе, а остальные круги должны были быть декоративными, как элементы оформления просто. Мне теперь кажется, это всё как-то чересчур. :)
На этом этапе я столкнулась с тем, что вернуться к работе иногда было "неохота", мысли были заняты ребёнком или другими делами, и когда выдавался свободный час - я просто не вспоминала про иллютрации. Чтобы они почаще всплывали в мыслях, я распечатала все картинки на одном листе А4 (в коллаже видно, справа вверху) и повесила на видное место, где часто мимо хожу. Взгляд выхватывал рисунок, видел недочёт или наоборот удачу - и руки сами тянулись продолжать :)
Дальше я попыталась разобрать по тону эти реального размера наброски. Решила сэкономить бумагу и сделать это в фотопэйнте. Тут я снова пыталась не тупо давать светотень, а искать композиционное решение (Анна как раз писала про свои упражнения на эту тему вроде
этого) Но я так до конца и не поняла, как именно (или даже зачем именно) этим пользоваться, так что иногда "зашивалась" в деталях. Постоянно у меня пятно и контур объекта совпадали полностью, редко свет или тень объединяли или делили объекты на части... Не то чтобы это самоцель, но это действительно очень выразительно и красиво бывает! Зато довольно часто я осознанно использовала расположение объектов и источника света так, чтобы они работали на композицию, передавали состояние. Некоторые результаты мне до сих пор нравятся (весь второй ряд, например, да и последняя в первом ряду).
3.
Так я обработала все 22 листа. Теперь нужно было переходить к деталям. Я пошерстила интернет в поисках референсов касательно инопланетного оружия 51 века, инопланетного алфавита и архитектуры...
Алфавит, между прочим, из "Футурамы" ;)
Но главная для меня сложность заключалась в том, что мне нужно было много рисовать в движении пару персонажей, которых многие видели и знают в лицо. Причём одного из них ещё и в трёх возрастах. Я надёргала много кадров из сериала, но когда села отрисовывать чистовики - почувствовала, что мне они никак не помогают. Я знала, что фанартеры часто находят прямо готовый ракурс (с нужной эмоцией!) в кадре из фильма и перерисовывают его в свою работу. Но это ж сколько надо перелопатить материала! А если брать "почти подходящий" ракурс, то рискуешь получить убожество с приставленной "чужой" головой. Да даже если и точный ракурс, этот риск всегда есть. :( К тому же, я планировала всё же рисовать "живыми" материалами, и не смогла придумать, как воспользоваться таким трюком при этом... А поискать подсказки не додумалась! (Сформулировала наконец-то свой баг на эту тему! Я (с детства!) обычно сразу думаю о любом новом проекте: "Вот сейчас я вот это сделаю". И если с наскока не получается, то бросаю и всё. :( Но проект-то новый! Ни разу подобного не было! Так что думай-ка ты, дорогая, как умые люди думают: "Я буду учиться это делать"! Тогда, может быть, и туториалы поискать не забудешь!)
Агент времени, известный на Земле как "Джек Харкнесс" Сотрудник "Торчвуда-3" Янто Джонс
4.
Так что на пункте "4" у меня произошёл затык. В голове вертелись вопросы без ответа:
- Стоит ли всё-таки рисовать "руками" или на компе? Может, не маркерами, а акварелью? Или уйти в чёрно-белую графику? Я раньше неплохо владела тушью...
- А какой выбрать стиль? Рисовать аккуратно, с чёткими контурами, или более спонтанно и "рвано"? Может, декоративно, с красивыми вычурными линиями, текстурами, орнаментами?...
- Какая степень проработки (и портретного сходства заодно) будет достаточной? А какая мне по силам? Я не знаю! А сколько тогда я сил и бумаги - и времени - убью на пробы?...
- А стоит ли всё-таки все 22 рисовать? Много это... Зачем?... Но какие выбрать? Главные? Более удачные? А сколько? Половину? Пять? Три? Какие именно?...
В общем, главный вопрос без ответа на тот момент был: "Что КОНКРЕТНО мне делать дальше?" Это и в плане видно, наверное, что после поиска материалов я уже не представляю, о чём пишу :) Так что с тех пор, три года спустя, воз и ныне там.
Но пока я обдумывала этот пост, мне вспомнилась любимая с детства книжка "Понедельник начинается в субботу" с иллюстрациями Мигунова. Я даже нашла сравнительный анализ иллюстраций разных изданий: есть
тут и
тут. Иллюстраций там очень много, надо бы посмотреть на них внимательно, может что-то станет понятнее... У Мигунова, кстати, часто показаны "на полях" отдельные персонажи или просто их портреты. Так что, возможно, "
дизайн персонажа", о котором
jonsonsquest недавно рассказывала - это вполне годный ответ на "Что делать дальше?" Тем более, что в повести много оригинальных новых персонажей (не из сериала, то есть), которых просто интересно порисовать! :)
------------------------------
Итак, если подводить промежуточный итог, то я о проделанной работе ни капли не жалею :)
И, вполне вероятно, буду что-то ещё делать в рамках этого проекта.
Полезные советы себе на будущее:
1. Не жадничать. Мелкие наброски можно (а то и нужно) делать в таких количествах. Но потом из них отбирать несколько самых многообещающих, а не стремиться "дотащить" их все.
1а. Ну и по два-три сюжета в иллюстрацию пихать есть смысл, когда она одна. Иначе мельтешение получается.
2. Отталкиваться от "состояния" - правильный ход. Для меня, во всяком случае. Может быть, стоит делать концептуальные наброски композиций, а потом уже решать где там кто и что происходит :)
3. Если проект "вылетает из головы" - повесить себе миниатюры-"тизеры" на видном месте.
4. Наверное, сразу после "поимки" композиции переходить к чистовым листам рановато, если у тебя ещё нет своего "устаканившегося" стиля. Стоит попробовать отрисовать ключевые предметы и персонажей - на отдельных листах - в разных стилях и техниках, посмотреть, что проще сделать (или что лучше выглядит).
5. Помнить о главной задаче: сделать или научиться делать? Действия тут и там могут быть разные :)
Хочу сказать большое и серьёзное Спасибо
jonsonsquest за её вдохновляющий блог с мегаполезными ссылками. Если бы я не прочла её пост - не взялась бы писать в ответ этот, а тогда до пары хороших мыслей, вероятно, ещё долго бы не додумалась :)
Но раз додумалась - начну применять, рано или поздно. В конце концов, это только "a matter of time" :)