Париж: первые впечатления

Jul 13, 2010 13:52

Ну что ж, наконец-то начинаю серию отчётов о Франции. Сомневалась, стоит ли соблюдать хронологию, или лучше рассказывать в порядке вдохновения, но в итоге остановилась на первом варианте. Так что всё самое интересное и небанальное у нас с вами впереди, а начну я всё-таки с Парижа.



Если честно, весь первый день по прилёту прошёл у меня как в тумане. Организм был утомлён чрезмерно ранним подъёмом и долгой дорогой и отказывался как-то живо реагировать на окружающую действительность. Я даже испугалась было: вот я и во Франции, это многообещающее динамичное путешествие наконец началось, а я почему-то не испытываю по этому поводу ни радости, ни азарта, ни должного интереса. К счастью, проблема и в самом деле была только в недосыпе, и уже назавтра я стала на себя похожа - и понеслось. Но этот первый день, проведенный в несколько сомнамбулическом состоянии, всё же был весьма богат на незаурядные впечатления. Некоторые парижские реалии, увиденные мною свозь призму изрядного неадеквата, и собраны в этом посте.


Парижское метро

Вернувшись в Москву, едва ли чему-то из вновь обретённых жизненных обстоятельств я радовалась больше, чем московскому метро. После парижского (равно как и лионского или марсельского) трудно себе представить более уютную и удобную подземную транспортную систему. Дело привычки, конечно, но в Париже, спускаясь в метро даже в самом благополучном районе города, всё же отчётливо чувствуешь погружение в какую-то агрессивную среду. А если принять во внимание, что от аэропорта до дома друзей, любезно предоставивших нам приют на всё время нашего пребывания в их чудном городе, мы добирались самостоятельно, погружение это оказалось довольно резким. Тяжелые чемоданы, запутанные пересадочные станции, огромные многонациональные толпы народа, узкие тесные вагоны, индусы с детскими колясками... Позже в этот же день Жак повёл нас смотреть на "настоящий Париж" (о чём я ещё расскажу ниже), но, если честно, для знакомства с "настоящим Парижем" в представлении Жака одного погружения в метро нам было вполне достаточно. Конечно, потом мы освоились, поняли, что ещё и ехали тогда не по самой приятной ветке, и тяжёлые чемоданы весьма осложняли жизнь, научились пользоваться неавтоматическими дверями и покупать билеты в автоматах. На многих станциях, кстати, вообще нет человеческих касс - только автоматы и справочное окошко. При этом не все автоматы принимают купюры (некоторые - только монеты и банковские карточки), а в те, что принимают, их приходится с силой заталкивать, что тоже дошло до нас не сразу. Билетик - кусок плотной бумаги размером 3x6,5 см с магнитной полоской, которая, кстати, легко размагничивается: мои билеты не выдержали хранения в непосредственной близости от сотового телефона и пришли в негодность. Есть ещё странные пересадочные станции, на которых нужно повторно проходить через турникеты, засовывая в них тот же билетик, то есть его нужно умудриться не потерять, не выбросить по московской привычке и не смешать с кучей неиспользованных. Впрочем, передвигались мы по Парижу всё больше пешком, так что чаще всего нам удавалось успешно миновать все эти подводные камни, а о многих, подозреваю, мы так и не узнали :)

И всё же парижское метро мне в какой-то мере понравилось: в моём восприятии оно стало неотъемлемым элементом общей картины парижской жизни. То есть осталось чёткое ощущение, что в этом городе оно должно быть именно таким.

Чего я никогда не понимала, так это зачем московскую станцию под названием "Славянский бульвар" оформили во "хранцузском" стиле :)



Некоторые входы в метро смотрятся очень забавно: посмотрите, какая узкая лестница, два человека едва разминутся. Станция довольно старая (хотя не по парижским меркам), открыта в 1935 году - может, в этом всё дело.



Станция "George V" на Елисейских Полях - эта постарше будет: открыта 13 августа 1900 года. На саму станцию мы, правда, не спускались.



Но внутри, как правило, смотреть особо не на что - за редкими исключениями. Вот станция "Louvre - Rivoli", например, украшена копиями произведений искусства, выставленных в Лувре (фото из "Википедии"). Большинство же станций похожи друг на друга как две капли воды. Мы жили близ "Richard-Lenoir" (кликабельно):




А вот уже станция "Barbès - Rochechouart" - найдите десять отличий, что называется :)



Зато на платформах есть автоматы с ништяками и, самое главное, урны! Вот уж чего точно не хватает московской подземке.



Что удивило, так это то, что стены очень многих тоннелей сплошь исписаны граффити. Причём граффити во Франции везде довольно примитивные и унылые - ничего сколько-нибудь прикольного за всю поездку мы так и не увидели. Зато этих надписей очень, ну очень много. Но в тоннелях метро - это, конечно, верх мастерства. Как эти таинственные "художники" туда пробираются? И ведь не сфотографируешь даже, потому что поезд мчится на полном ходу.

Внутри вагонов я тоже не фотографировала, потому что опасалась, что кому-нибудь из мрачных негров это может не понравиться :) А что нам не понравилось, так это нелюбовь парижских метростроителей к эскалаторам. На самом деле, в плане количества подъемов-спусков на один переход - это какой-то ужас. Когда ты налегке и на здоровых ногах, ещё ничего, этого даже не замечаешь, а вот если с чемоданом или хромой - поездка на метро превращается в тест на выживаемость. И пандусов нигде нет. В Москве гораздо проще, ей-богу. Количество лестниц, которое нам пришлось преодолеть за одну только поездку от вокзала до квартиры по возвращении из трипа по провинциям, не поддаётся никакому подсчёту.



Но всё это, конечно, того стоило, потому что в конце пути нас ждала прекрасная поэтическая мансарда с живописным видом на Париж :)

Парижское жилье

Как я уже сказала, в Париже мы останавливались у знакомых. Жили в старом доме практически в центре, на бульваре Ришара Ленуара - десять минут пешком до площади Бастилии и примерно столько же до площади Республики. Сам дом впечатляет весь, начиная с подъезда. В деревянную кабинку крошечного лифта - современного, но в стиле ретро, с дверьми, закрывающимися вручную, - с трудом удаётся втиснуться вдвоём (особенно если с багажом). И это ещё отличный вариант: в другом доме, где нам довелось побывать, вообще никакого лифта не было. Только довольно крутая винтовая лестница - тоже типа такой:



Нам отвели комнату в мансарде на самом верху, с отдельным входом и всеми удобствами - практически гостиничный номер :) В не самый удачный момент очередных сборов, то есть в самом раздрае, она выглядела примерно вот так:



Но главное - это, конечно, вид из окна. Вдали виднеется церковь Saint-Ambroise (святого Амвросия, если по-русски, - так, что ли?), что на бульваре Вольтера, мы всё время на неё смотрели...



...а в самый последний день, по дороге на Пер-Лашез, всё-таки прошли мимо. Внутрь, правда, заходить не стали. Церковь была построена во второй половине XIX века (1863-1868), то есть по французским меркам практически новая, и примечательна, например, тем, что 18 марта 1996 года её захватили три сотни африканских иммигрантов, требуя урегулирования своего статуса. Продержались три дня, потом их оттуда выперли. Случай далеко не единичный - я так поняла, местные нелегалы вообще любят этот приём: оккупировать какую-нибудь церковь и оттуда качать права.



Впрочем, к вопросу об иммигрантах мы ещё вернёмся, а пока - ещё один вид из окна, теперь уже на ночной город:



Конечно же, в одно из хмурых парижских утр я не удержалась и вылезла на козырёк - попозировать на фоне города.



Края крыши, кстати, утыканы прутиками. Это от голубей: чтоб те не садились и не гадили вниз, на головы ничего не подозревающим прохожим. Очень гуманно, по-моему. Впрочем, ими оборудованы не только крыши, но и, например, камеры видеонаблюдения на вокзалах, а также головы некоторых статуй. В последнем случае это нередко выглядит довольно комично: голова с антеннками :)

А это уже виды с балкона другой квартиры, куда мы ненадолго заходили в гости. Примерно в том же районе и тоже очень даже ничего, по-моему. Вдали виднеется Монмартр с базиликой Сакре-Кёр:





А это наша замечательная хозяйка Мари-Кристин демонстрирует нам африканские копья (кажется, камерунские). И рассказывает: "Человек, который продал мне это, был абсолютно голый!"



В общем, встретили нас очень радушно, накормили, напоили и посулили развлекательную программу. С завтрашнего дня, мол, делайте что хотите, но сегодня вы полностью в нашем распоряжении. Мы, конечно, не стали возражать.

Французы и национальные меньшинства

И Жак повёл нас гулять по некоторым нетуристическим районам Парижа. Вот он, наш отчаянный гид.



Начиналось всё вполне безобидно. Местные жители, попадавшиеся нам на пути, были спокойны и доброжелательны. Даже чёрные.



Мы прошли по территории больницы Сен-Луи, которая была построена ещё в начале XVII века. Сейчас, насколько я поняла, сама больница располагается в новых корпусах, а старые здания выполняют административные функции. Над входом - надпись, которую во Франции можно увидеть практически на любом серьёзном учреждении: "Liberté, Égalité, Fraternité" ("Свобода, равенство, братство").



Во внутреннем дворе старого здания больницы расположен парк, открытый для свободного посещения, где гуляют родители с детьми. Как, впрочем, и во всех других подобных местах.



Когда больница осталась позади, я довольно быстро потеряла всякую ориентацию в пространстве. Чем дальше мы шли, тем меньше белых попадалось нам на пути.
Интересный дом, у которого только один ряд окон настоящий, а три другие - нарисованные:



Колоритная узкая улочка - одна из многих на нашем пути:



Шли мы так, шли - и в итоге вышли к китайскому кварталу.



Здесь бы хоть немного оглядеться, заглянуть в какой-нибудь магазинчик из праздного этнографического интереса - но Жаку мирные китайцы, похоже, казались совсем неинтересными, и он уже тащил нас дальше, то и дело своим резвым шагом убегая вперёд и рискуя и вовсе потерять нас где-нибудь за очередным перекрёстком.



Китайский район довольно резко сменился негритянским. Что ж, туда действительно стоило завернуть хотя бы раз чисто в познавательных целях, причём именно в компании кого-то более-менее адекватного местным реалиям. Хотя, положа руку на сердце, это одно из последних впечатлений, которые мне хотелось бы получить от Парижа, по крайней мере, в первый свой визит. Тусующиеся то там то тут группки негритянских "пацанов" - один в один наши "пацаны" с окраин, со всеми вытекающими последствиями. Недобро смотрели все, некоторые ещё и кричали вслед всякие любезности вроде "Эй, янки" или "белая свинья" - хорошо ещё, что я по-французски не понимаю и такие подробности узнала уже позже. Само собой, было немного не до фотографирования, так что кадр оттуда всего один. Собственно, типичный такой негритянский жилой квартал:



Потом мы стали постепенно выбираться из этих дебрей и вышли на какую-то обзорную площадку. На ней тусили уже не только негры, но и арабы, а внизу располагался ботанический сад, где гуляли в том числе и "нормальные" белые люди (делайте со мной, что хотите, но некоторый заряд расовой нетерпимости я в тот день всё-таки получила, да). На этой обзорной площадке я сделала первую (из последовавшего затем великого множества) быдлотуристическую фотографию Парижа. Вот она:



Вообще, все, наверное, слышали эту байку про Эйфелеву башню: кто-то из великих, кажется Мопассан, страшно не любивший это новое по тем временам сооружение, тем не менее регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни, мотивируя это тем, что "это единственное место в Париже, откуда её не видно". С тех пор, конечно, город существенно изменился и вырос - в наше время Мопассану не пришлось бы так страдать. Таких мест, чтобы Эйфелева башня действительно хорошо просмаривалась, много разве что в непосредственной близости от неё. А уж таких, чтоб при этом ещё и широкий обзор на город открывался... В общем, будем с большой натяжкой считать, что посещение этой обзорной площадки стоило прогулки по стрёмным районам.

Затем мы не без облегчения спустились в ботанический сад:



Где насладились ароматом цветущего жасмина...



...и полюбовались на пышные розовые кусты в лучах заходящего солнца.



Потом Жак ещё долго гонял нас по городу, мы вконец измотались, изголодались, негритянские кварталы ещё несколько раз сменялись арабскими, но уже нигде, слава богу, не было такой агрессии.



Но вот, например, ещё один характерный кадр. Как отличить негритянскую машину среди сонма прочих? Нет ничего проще! Попробуйте сами:



В общем, за время этой прогулки мы, конечно, хлебнули острых ощущений. Правда, на мой вкус, такой экстрим сродни поеданию рыбы фугу, то есть развлечение весьма спорное, если не сказать стрёмное, ведь исход от тебя самого никак не зависит. Впрочем, тогда мы и не подозревали, что главное впечатление этого дня у нас ещё впереди.

Французы и современное искусство

А всё дело в том, что вечером первого же дня Жак решил сводить нас на балет. Об этой чудесной постановке, добившей нас окончательно, я ещё расскажу, но сначала - прелюдия. Собственно, можно было ещё загодя заподозрить неладное: мироздание посылало нам недвусмысленные намеки, по которым не составляло труда догадаться, что у современных французов представление о прекрасном несколько расходится с нашим. Я, конечно, говорю только за себя "и за того парня", но наши взгляды на творчество весьма консервативны. При том что лично я, в общем, снобизмом не страдаю, и никаких чётко сформулированных предубеждений у меня нет. Я вообще с прекрасным на Вы, во многих вещах просто не разбираюсь и потому всякое искусство воспринимаю в первую очередь интуитивно: нравится - не нравится, воспринимается - не воспринимается, впечатляет - отвращает. Это я так оправдываюсь, если что :) Впрочем, по итогам этого дня Жак подарил нам универсальную отмазку, которая с тех пор используется нами самым активным образом :)

Так вот, всё началось с того, что по дороге в неблагополучные районы мы зашли в одну французскую школу. Все стены в ней были увешаны образцами детского творчества. Мы, конечно, впечатлились и, чего уж там, изрядно повеселились. Насколько я поняла, происходит всё примерно так: детей ведут в музей на какую-нибудь выставку, они там вдохновляются, а потом пытаются нарисовать что-нибудь в том же стиле. Некоторые сюжеты ещё ничего, у нас в школах дети тоже чего только не рисуют (хотя я лично помню только фрукты, цветочки и почему-то снегирей). Но некоторые... Особенно меня впечатлили человечки с сиськами и микробы. Не знаю, может, тут какие-то известные и культовые ходожники вдохновляли, а я и не в курсе? Тёмная и необразованная я.











Вот эти каннибальские маски ещё ничего, порадовали:



Но, как выяснилось, вдохновитель умер уже давно - может, в этом всё и дело...



Ни одной пустой стены, честное слово...





Говорю же, ни одной!



Вообще, современное искусство во Франции повсюду. Вот, например, Аустерлицкий вокзал. Здание вроде бы старое, но кто мне объяснит, что живописуют украшающие его художественные полотна? Сходу ничего не нагугливается, а незнание французского, конечно, сильно осложняет жизнь.



А больше всего в этом плане меня впечатлил Лионский собор (да, это единственная фотка в этом посте, которая не про Париж - но уж очень в тему). Смотрите сами:



Но художества, в общем, черт с ними: не понравилось - прошёл мимо. А вот сбежать с "балета" у нас, к сожалению, получилось далеко не сразу. Вообще, вести людей, выросших на русской культуре, на некое действо и называть его при этом "балетом" изначально было весьма опрометчиво. У нас всё-таки о нём свои, весьма архаичные представления. Несмотря на то что я, в целом, и классический балет не очень воспринимаю, у меня в голове всё же заложено представление о том, что это - одно из неоспоримых проявлений прекрасного. Так вот, после долгих плутаний мы всё-таки вышли к какому-то подпольному подвальному театру, где уже толпилась куча людей. Зал в итоге был забит под завязку - на этой фотографии ещё не все зрители собрались:



Нам объяснили, что то, что мы сейчас увидим, очень круто. Что это какая-то невероятно продвинутая американская постановщица с гастролями и нам ужасно повезло. Мы, конечно, слушали, но уже один только внешний вид сцены не предвещал ничего хорошего. Когда же на неё вышла группа людей в трусах и майках, наши опасения подтвердились, но было уже поздно. В целом, чёрт с ним, пускай бы это и в самом деле был никакой не балет (это, в конце концов, было ожидаемо)... Но пусть бы то, что они делали, хотя бы выглядело красиво и интересно! Фанцузы с благоговением взирали на сцену. По сцене бегали люди в серых трусах, делали какие-то произвольные движения, иногда просто долго ходили по кругу. И всё это абсолютно несинхронно. Иногда "танцоры" принимались вразнобой демонстрировать свою пластичность, и тогда происходящее на сцене больше всего напоминало тренировку по художественной гимнастике. Жак восхищённо шептал своему соседу-французу: "Какая прекрасная хореография!" Тот с серьёзным видом кивал головой. Мы неподдельно страдали. На тот момент мы не спали уже часов двадцать, утомились беготнёй по городу и страшно проголодались - в противном случае, может, всё было бы ещё не так страшно. Атмосфера темного зрительного зала, невероятно монотонная музыка, временами сменявшаяся абсолютной тишиной, какое-то бессмысленное копошение на сцене - в итоге нас начало срубать самым страшным образом. Чтобы фатально не провалиться в сон (это было бы совсем позорно, хотя по нам и так было видно, что мы держимся из последних сил), я отчаянно щипала себя за руку, впиваясь в неё ногтями. Помогало с трудом, потом уже практически и вовсе не помогало. Тим в итоге всё-таки уснул (и проспал, пожалуй, единственный занимательный момент - как на сцене оголялась темнокожая "танцовщица").

Это было очень, очень тяжело, но первый акт мы каким-то образом высидели. Однако в антракте, наплевав на приличия и покрыв себя несмываемым позором, всё-таки свалили. Жак напустил на себя оскорблённый вид, но удерживать нас, конечно, не стал. К слову, мы были далеко не единственными, кто после первого отделения долго и безуспешно (но потом всё-таки успешно) искал выход на поверхность в запутанных подземных коридорах этого театра. Ноги делала, главным образом, молодёжь - видать, такая же некультурная, как и мы. Представители старших поколений все как один остались наслаждаться прекрасным :) Когда мы добрались до дома, уже даже как-то спать расхотелось. Жак и Мари-Кристин вернулись по окончании действа. Тим постарался сформулировать Жаку своё мнение об увиденном и сопоставить его с собственными представлениями о прекрасном. "Это у тебя от недостатка культуры!" - резюмировал Жак. Эта фраза нам очень понравилось. Так с тех пор и повелось: если мы что-то не понимаем в современном искусстве - списываем это на недостаток культуры и успокаиваемся. Очень удобно.

Так и прошёл наш первый день в Париже. На самом деле, это было очень интересно и по-своему увлекательно. Но самое главное - после такой культурной программы посещение всяких быдлотуристических мест, вроде Эйфелевой башни или Нотр Дама, уже не казалось нам такой позорной банальщиной. А вовсе даже наоборот - было насущной необходимостью для восстановления внутреннего равновесия и мировой гармонии :)

Продолжение, конечно же, следует.

Оглавление французских записок:
Франция: несколько слов в общем и целом
Париж: первые впечатления
Прогулки по Парижу
Кондитерские Франции
Париж: топ-3 туристических мест
Париж: продолжение знакомства
Париж и секс
Кладбище Пер-Лашез
Люксембургский сад

путевые заметки, фото, Франция, путешествия

Previous post Next post
Up