Традиционно мы привыкли оценивать людей по интеллектуальным способностям. Отсюда родилась популярность тестов на развитие IQ. Подобные тесты показывают потенциальные способности к логическому и абстрактному мышлению. Однако, когда касается применения этих способностей к реальным жизненным ситуациям, где дается весьма ограниченное время, обладатели высоких показателей теста нередко терпят крах.
Это как высокий рост у волейболистов или длинные пальцы у музыканта - для достижения хороших результатов нужна еще масса других качеств и способностей.
Поэтому тесты на IQ неплохи для оценки учащихся в колледже, но для прогноза успешности работника вряд ли подойдут. В жизни встречается масса примеров, когда школьные отличники не могли достигнуть даже нижней планки в работе, в то время как тихие троечники добивались колоссальных успехов в бизнесе, карьере или даже становились знаменитостями - вдохновляющими ролевыми моделями для миллионов.
Причина тому - в многогранности человеческой натуры, наличии большого спектра способностей и индивидуальных различий между людьми. В последнее время психологи и социологи предлагают оценивать способности человека по 6-8 видам интеллекта.
Основоположником теории множественного интеллекта был Говард Гарднер,
который в 1983 году бросил вызов оценке людей с точки зрения когнитивной науки и предложил не судить о мышлении человека как о компьютере с центральным процессором, обрабатывающем единицы информации, а рассматривать различные виды интеллекта, действующие как независящие друг от друга, самостоятельные модули.
Справочно
Интеллект - способность человека приспосабливаться к новым ситуациям, к обучению и запоминанию на основе полученного им опыта, а также умение использовать накопленные знания в реальных жизненных ситуациях.
7 видов интеллекта согласно Г. Гардеру:
Лингвистический (вербальный) интеллект. Он хорошо развит у людей, которые легко и с удовольствием выражают мысли устно и (или) письменно. Обычно они любят читать, им легче дается изучение иностранных языков, и нередко обладатели такого интеллекта становятся мастерами владения словом и имеют способность доносить свои мысли в широкие массы. Писатели, поэты, журналисты, копирайтеры, проповедники, ораторы (а иногда - юристы и политики) проявляют в той или иной мере склонность к вербальному интеллекту.
Музыкальный интеллект. Данный вид интеллекта выражается в способности к передаче, пониманию и изобретению качественных характеристик звука, включая восприятие высоты, ритма и тембра звука. Обладатели музыкального интеллекта нередко становятся композиторами, певцами и исполнителями музыкальных произведений.
Логико-математический интеллект - дарования к абстрактному мышлению, анализу, упорядоченности мышления, умению делать расчеты и выдвигать гипотезы. Такими способностями обладают ученые, преподаватели точных наук, аналитики.
Пространственный интеллект. Люди с таким типом интеллекта прекрасно ориентируются в пространстве (реально, виртуально, в картах и навигаторах) и в незнакомом городе. У них отличный глазомер, чувство пропорций, размера и габаритов вещей. Им нравится чертить, мастерить, лепить, шить по модели или «из головы», делать разметку, строить трехмерные модели. Они не теряются в лабиринтах, пазлах и с легкостью паркуют машину в небольшом свободном для нее пространстве. Такие склонности имеют архитекторы, скульпторы, водители, модельеры, художники-графики, моряки, летчики, веб-мастера.
Телесно-кинетический интеллект. Выражается в умении управлять своим телом, способности находить баланс и соблюдать точность движений. Обладатели такого интеллекта - в первую очередь спортсмены и танцоры. Нейрохирурги, ремесленники, ювелиры, операторы машинных приборов, строители-высотники и фокусники тоже должны обладать подобными навыками. Наивысший пилотаж такого интеллекта проявляется у каскадеров, скалолазов, руферов и паркурщиков.
Внутриличностый интеллект. Определяется в способности понимать и распознавать свои эмоции, а также использовать эти знания себе во благо. Такой тип интеллекта будет полезен любому человеку, кем бы он ни был. Более всего он развит у психологов, философов и духовных наставников. Обладатели внутриличностного интеллекта пропагандируют прекрасный принцип саморазвития: «Если хочешь изменить мир - начни с себя».
Межличностный интеллект - способность понимать, чувствовать и распознавать эмоции, смену настроения, взгляды, намерения других людей. Таким талантом пользуются психологи, учителя, социальные работники, актеры, политики, церковники, специалисты по продажам.
Последние два типа интеллекта относят к
эмоциональному интеллекту , получившему в последнее время большой интерес у психологов и работодателей и выделенному в отдельный тип.
Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Данный тип интеллекта относится к soft skills (гибкие навыки) - личностно-коммуникативные, необходимые для работы непрофессиональные компетенции и оцениваемые работодателями как не менее важные, чем квалификационные.
Чем больше человек имеет типов интеллекта - тем легче ему с выбором или сменой профессии, что может быть актуальным в условиях кризиса. Любой из перечисленных навыков при желании можно развить и серьезно прокачать.
Оригинал статьи на сайте редакции AQM .