Словно жемчужина, светит нам с XX века - Поместный собор 19171918 гг., многие участники которого стали новомучениками и исповедниками Церкви. Зимой 1918 года в Киеве убили митр. Владимира (Богоявленского), тем же летом замучили Гермогена, еп. Тобольского, и Андроника, архиеп. Пермского, а также ряд пастырей и мирян. В том же году большевики расстреляли 3 000 верующих. Мученики сознавали, что с церковного народа начался Божий суд. Работу Собора прервала безбожная власть. Делегаты договорились встретиться весной 1921 года (легковесность надежды на будущую легитимную работу или установка нормы проведения таких Соборов - 1 раз в 3 года?). Русской Церкви пришлось забыть о реформах и начать думать о выживании в условиях террора. Декрет 1918 года об отделении церкви от государства дал РПЦ свободу, которой у нас раньше не было, но при этом дал сигнал на гонения и разрушение уклада Синодальной эпохи, задевшее семью, школу и ценностные вещи в человеческой жизни. При воинствующем атеизме, члены Церкви проявили Христову веру и мужество, противостоя обновленцам, другим раскольникам и безбожникам. Ну, а члены церкви внешней, а по форме поместной, расцерковлялись, проникаясь советской пропагандой: кто-то снимал сан, уходил в быт или публично переходил на сторону безбожников; кто-то доносил и предавал. С благодарностью храня память об участниках Поместного Собора 1917-1918 гг., ушедшего в историю, нам стоит изучать его материалы и узнавать о решениях, вошедших в церковное предание. (Например, успело войти в практику решение о богослужении на церковно-русском языке общин, заинтересованных в этом.) Стоит размышлять о решениях, возможных в деле возрождения церковной жизни сейчас ... Для нас, например, важно обсуждать тему служения в церкви не только женщин, но и мужчин, ведь в мае 2024 года наш Св. Синод принял определение о служении мирян.
О происходившем на Поместном соборе 1917/1918 гг. - материалы прот. Анатолия Лазарева. Ссылка:
https://www.pravperm.ru/duhovnyj-istochnik/istoriya-sozyva-pomestnogo-sobora-1917-1918-godov/ . Собор успел установить особые прошения за богослужением - о гонимых за веру и установил о них ежегодное молитвенное поминовение; избрал и нескольких местоблюстителей Патриарха (1-й Местоблюститель после кончины в 1925 году патриарха Тихона (Беллавина) - митр. Крутицкий Петр (Полянский), - свщмч., † 1937). На последней сессии Собор принял ряд определений: «Определение о порядке избрания Св. Патриарха» и его Местоблюстителей; решил не признавать лишение сана священнослужителя по политическим мотивам (в итоге были реабилитированы: Арсений (Мацеевич, † 1772), митр. Ростовский, и Григорий Петров, священник, занимавшийся политикой); Церковь признала себя аполитичной, соглашаясь с правом верующего лично заниматься политикой, не выдавая свою позицию за общецерковную; делегаты осудили любую деятельность во вред Церкви и приняли решение о монастырях и монашествующих, восстанавливающее древний обычай избрания старших в монастырях (вводился и возраст для пострижения с 25 лет; рекомендовался общежительный устав, трудовое послушание и проч.). Напоследок Собор постановил празднование памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, обсудил «Определение об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания», принял «Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» (женщинам разрешили состоять в должности псаломщиков, например, без включения в клир); успел определить устройство Варшавской епархии, как части РПЦ, и автономного статуса УПЦ, при РПЦ. Старшие РПЦ в этот период неоднократно обращались с посланиями к верующей русской пастве, переживавшей тяжелые времена, и призывало советскую власть остановить братоубийственную смуту и гонения. Патриарх Тихон предал анафеме «творящих беззакония» (Послание от 19.01.1918). Их вынужденное прерывание деятельности помешало выработке решений об автокефалии ГрПЦ и о православных приходах Финляндии; о церковных издательствах, суде, календаре и др. Материалы к этим решениям делегаты передали ВЦУ, с правом вносить утвержденное в церковную практику. Соборный умственный труд и общение показали решимость депутатов исправлять ошибки Синодальной эпохи, что помогает видеть неотмирную природу Церкви.