Путь истории осилит идущий...

Oct 22, 2024 00:02







Нет у нас до сих пор выверенного отношения к делам злым, отсюда хромают история и отношение к известным личностям России, типа царя Петра Первого (1672-1725). В XX веке о нем размышляли писатель Михаил Пришвин (1873-1954) и поэты: Марина Цветаева (1892-1941), Евгений Евтушенко (1932-2017) и др. Осмысливая поэму «Медный всадник» А. С. Пушкина (1799-1837), Пришвин в своем потайном дневнике 1939 года отмечал в царе разум, довлеющий над верой, а в Евгении - терпеливое состояние веры... до его гнева. В стих. «Петру» (1920) Цветаева подчеркивала большевизм царя: «Родоначальник - ты - Советов», - и добавляла: «Кровь на тебе, бунтарь!». Любому государству приходится пользоваться мерами принуждения для соблюдения законов (в уголовном праве, например, заполнением тюрем насильниками). Но насилие, без меры, способы террора, методы манипуляции, диктата - это в государстве уже перебор! В этом смысле, А. С. Пушкин писал в 9-й главе романа «Капитанская дочка» (1833-1836) о «страшном бунте, бессмысленном и беспощадном». Вторил ему о насилии без меры православный философ Николай Бердяев (1874-1948), духовный сын праведного Алексия Мечева (1899-1923), - в своей статье «Духи русской революции» (1918 г.). Евтушенко же отмечал позитивные стороны в облике царя (скажем, его связь с простым народом), поэтому у него:
Петр
Первый -
пот
первый…
(Баллада работы. 1958 г.)
Изменила свое мнение о Петре I Марина Цветаева. В стих. «Пётр и Пушкин» (1931) смотрела на царя как на созидателя, обогатившего духовную жизнь России и «подарившего» нам Пушкина. В. С. Соловьев, православный философ В.С. Соловьёв (1853-1900) защищал царя: «… Петровской же реформе Россия обязана всем своим наличным образованием и всеми сокровищами своей литературы», - в качестве примеров называя Ломоносова и Пушкина, «неразрывно связывавших своё имя с именем Петра»(1888).

Если уж искать золотую середину отношения к теме зла, стоит иметь ввиду максиму Ветхого завета - из 2-х зол выбирай меньшее и осознавай свой грех зла как отказ от долготерпения и надежды, укрепляющих нас на пути разрешения проблем. Проси у Бога прощения за зло вынужденное, дабы Он помиловал и даровал Свои силы на совершение дел добрых, созидательных. Простая мысль. Но как же долго, с 1917 года мы ее не вмещаем! Дух нетерпения хорошо виден в раскрытии темы «История образования России». В 80-е гг. все в ней менялось, благодаря реформам: разные виды образовательных учреждений, неравнодушие земства, укрепление русского общества, надежда на всеобщее начальное образование. Но безбожникам хотелось побыстрее (об этом роман XX века «Нетерпение» Юрия Трифонова), отсюда революционный террор и беспризорщина... моря крови... Пора называть нам в своей истории вещи своими именами - злые и добрые. Почему нам это никак не удается? Плохо различаем добро и зло? Плохо знаем свою историю? Но должен же быть конец нити клубка, за который стоит потянуть весь клубок. По-моему, он - в Божьем просвещении...

история 21 века, добро, история 19 века, история 20 века, "Жить вместе", постсоветский человек, человек, история, атеизм, живая память, Россия

Previous post Next post
Up