Слово «философ» на Руси было в ходу вплоть до 2-й пол. XV-го века. Философом называли мудреца, наставника, священника, искусного проповедника, богослова, книжника-толкователя книг. Это мог быть и писатель, обладающий необычным мышлением и живущий в ритме созерцания. Примеры святых: Кирилл (Константин в монашестве), один из основателей церковно-славянского языка, названный при жизни Константином Философом; иконописец Андрей Рублев; Стефан Пермский, просветитель зырян. Монах Нестор, автор «Жития Феодосия Печерского», писал, что св. Феодосий как «…премудрей философ явися» в мир. Даниил Заточник называет философа «делолюбивой пчелой», собирающей «сладость словесную» во имя истины. Св. Иустин Мученик, названный философом, с похвалой говорил об античных философах: Пифагоре, Диогене, Платоне. (Не случайно в притворе Благовещенском соборе Кремля (на потолке) расписаны образы Платона, Сократа и Аристотеля, считающихся в Церкви «христианами до Христа».) Почитание людей философского склада ума поистине являет мудрое отношение Церкви к тем, кто несет в себе дыхание Святого Духа, Который «…дышит, где хочет» (Ин 3:8). Князь Владимир Красно Солнышко, уверовавший во Христа, не случайно отказывается от смертной казни. «Боюсь греха», - говорит он в ответ на предложение казнить разбойников. И все это на фоне других стран, где казни считались обычным делом. Да и в «Русской правде» (своде законов при Ярославе Мудром) утверждалось право епископа на «печалование», как право милосердной любви.
У нас иногда действительно происходит то самое общение - в поиске истины, при доброжелательном духе и принятии диалога со смыслом. Но достаточно ли этого «иногда»? Неужели «дураки и дороги», по известному выражению А. С. Пушкина, безвозвратно одолели нас?