Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926 гг.) - это наше национальное достояние в живописи. Его «голос» - в «Трех богатырях», «Аленушке», «Иване-царевиче на сером волке»; в его росписях Владимирского собора в Киеве; в его архитектурном проекте Третьяковской галереи Москвы. Это все входит в наши национальные «корни», но мало кто знает о том, что дало Виктору Васнецову его углубление в христианство… Художник всегда ценил картину Александра Иванова «Явление Христа народу», знал Евангелие и другие Книги Нового Завета, свою жизнь соотносил с евангельской «нормой». А в начале XX-го века он открыл древнерусскую икону и был потрясен. Оказывается, это на несколько порядков выше, чем любая картина (из письма другу). Как же писать картины по-другому? С духовной точки зрения! Поиски затянулись на десятилетие, все это время он писал только пейзажи. Кризис Васнецова закончился к 1914 году - времени Первой мировой войны. По его инициативе, издавалась «Книга скорби», со списками погибших. В картинах он доносил правду о том, что ожидает Россию, про которую он писал кому-то из друзей: «Наш народ - талантливый, умный, добрый, но бестолковый по отношению к Родине». Из его последующих картин: «Бой со Змеем Горынычем». «Спящая красавица». «Царевна Несмеяна». «Кащей Бессмертный»…
«Кащей Бессмертный»: символически (слева) - изъятие церковных ценностей, справа - земные богатства… в глубине - свисающие кандалы. В духе большевизма, с его безбожной властью! И актуально для нас…
После революции Васнецова пытались использовать, а он жил внутренней духовной жизнью и его склоненную в молитвах фигуру все чаще видели в храме. Он проживал «скорбные главы» своей жизни в стране, которая стала для него Нерусью (цитата из очередного письма). Самой последней его работой стал Крест Господень.
Только сейчас мы начинаем понимать художника. Его друг, тоже художник Михаил Нестеров писал, что наследство Васнецова будет в корне пересмотрено лет через 100. Значит, время пришло...