В интервью с Лидией Крошкиной (Ссылку на него см. ниже!) меня расположило ее деление женщин-матерей XIX века на тех, кто проявлял интерес к эмансипации ("западному явлению"), и на живших творчески. Последние воспитали многих наших великих писателей и мыслителей, повлиявших на духовное и культурное возрождение России. Например, Алексей Степанович Хомяков, во многом обязанный своей матушке, человеку православной веры, или Елизавета Юрьевна Скобцова, поэт Серебряного века, впоследствии священномученица. Все они воспитывались в семейном кругу, одновременно открытом и другим. Это было, действительно, "очень русское явление", в котором слуги тоже входили в подобное "особое родство". Теперь мне понятнее, почему полюбила роман Гончарова "Обрыв", с его образом России как бабушки. Это потом прочитала «Новое средневековье» Николая Бердяева - о мировоззренческом переломе, происходящем в мире и предсказывающем "особую роль" женщины, ее образованность, но и верность Богу, людям и своей земле. Дореволюционная эпоха закончилась Поместным Московским собором 1917-1918 гг. (на самом деле не закончившемся!), где говорилось о мужчинах и их "массовом отступничестве" от веры - в отличие от женщин. В наши нелегкие времени - женщины-матери несут подлинную веру и сейчас...
PS. Что касается, собственно, свщмчц. Елизаветы, то ее «Православное дело» объединило "братскую группу людей", осуществлявших социальную работу православным образом, т.е. - во Христе. Фото: Е. Ю. Скобцова.
Ссылка:
https://s-t-o-l.com/material/34815-mat-mariya-skobtso..