Алексей Любжин (доктор филол. наук, московский Университет им. Дмитрия Пожарского) в статье «К 350-летию Петра Великого: что я сделал бы, если бы стал министром просвещения» писал, что сейчас мы оказались в ситуации царствовавших сыновей царя Алексея Михайловича - с задачей выстраивания русского образования, даже не с нуля, а ниже. (Закавыченные цитаты - из его статьи.)
Если любимая поговорка Петра Первого - «Легче всякое новое дело с Богом начать и окончить, нежели старое, испорченное дело починивать» - помогала русичам XVII-XVIII вв. начинать дело образования, то нам строить это дело «на развалинах прежнего» еще тяжелее. Понимаем ли мы, что наша «школа мертва»? Это пока еще для многих вопрос (не для меня, знающей изнутри о ее болезнях). Между тем, прежняя школа не способна выпускать людей, способных анализировать, решать проблемы и поддерживать творчески новое - такие редкие выпускники выходят из школ вопреки, а не благодаря. Автор статьи настроен пессимистично - в ответе на вопрос о возможности стать министром просвещения. Его вывод прост - «среднего образования в РФ нет, то, что есть, - это высшее начальное, деградировавшее до простого начального». Для начала он предлагает огладеться в этом школьном «пейзаже с руинами» и сделать ему ревизию. Он предлагает руководствоваться девизом: «Men, no measures. Люди, а не мероприятия». Согласна и с выводом Любжина: «Здесь нужны квалифицированные исполнители». А в управлении школой - «старую русскую систему: учебные округа во главе с университетами», при которых «ключевое значение приобретает фигура попечителя учебного округа». То есть «воспроизвести схему», существовавшую в Российской империи, с ее многообразием разных форм образования: классическую гимназию, математическую или гуманитарную школу, но без разделения на мужское и женское образование, что невозможно, хотя и было бы желательно. Кредо автора - «существующая школа в массе должна стать высшим начальным училищем». А вот среднее образование - для 40% молодежи. Автор называет и «кадровые проблемы».
Но вот для меня они-то и есть главное в деле образования, потому что отправляют нас к проблемам воспитания и качества образования педагога. Если Любжин, размышляя о воспитании детей, вспоминает о восстановлении у нас пионерской организации, как тоски народа по горизонтальным социальным связям, - то мне по-прежнему близки взгляды врача и педагога XIX века Пирогова, считавшего, что важно помочь ребенку вырастать в хорошего человека. Вырастать будет - и с учебой сложится, ибо не хотят учиться только люди с неразвитым сердцем, те самые подлинные дураки, не похожие на Ивана-дурака. Получается, что начинать нам в деле образования надо бы с реформ наших высших учебных заведений.
- А вы что скажете?
Ссылка:
https://s-t-o-l.com/material/28902-k-350-letiyu-petra-velikogo-chto-ya-sdelal-by-esli-by-stal-ministrom-prosveshcheniya/