Ангел мой!

Jun 14, 2022 14:31

В ангельской иконографии одеяние ангела ведет к Священному Писанию, например: «И вышли из храма семь Ангелов… облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5-6). Лоры, тороки, жезлы, фонари... державы (означавшие у римских императоров власть над Вселенной, в христианстве же - могущество, данное Господом) и многое др. Детали одеяния мало-помалу обрастали толкованиями. Например, в поздних источниках державу стали именовать «зерцалом» (зеркалом). Одно из его толкований мне сразу понравилось - что посредством «зерцала» ангелы связываются с Господом, передавая Ему информацию и получая ответное благодеяние для человека или явления. Для кого-то это мистический туман - для меня попытка войти в Божью тайну (тем более была в жизни встреча с ангелом основы.) Особенно интересна иконография Архангела Гавриила и Архангела Михаила, с присущими их одеянию деталями - копье, зеленая ветвь, фонарь, зеркало, сделанное из яшмы. В таком зеркале отражается все происходящее на земле, с точки зрения Божьего домостроительства. Ведь для Господа нет ничего тайного.
Вспоминается письмо Дж. Толкина, автора «Властелин колец», в котором он описывал данное ему видение. Когда писатель готовился к литургии, он увидел крохотную пылинку, парящую в Свете Божьем, и возрадовался великой радостью. Пылинка была он сам «или любой другой человек, о котором [он] способен подумать с любовью». Она мерцала в луче, соединяющем ее с источником Света, отсвечивая особой белизной. Толкин пригляделся - и увидел, что этим лучом был ангел-хранитель, внимающий человеку Божьим вниманием. В другом письме он описывает ангела, поддерживающего человека, точно духовная пуповина или спасательный крюк. Вот такая чуткая восприимчивость к присутствию ангела в жизни была у писателя, что давало ему возможность творить мистические произведения, воспринимая Божью любовь и Его благоволение. (Об этом: Колдекот Стрэтфорд. Тайное пламя. Духовные взгляды Толкина. М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. С. 11-112.)

PS. Икона из Ярославля - XIII век.


человек веры, христианское искусство

Previous post Next post
Up