Ефросиния-Лариса Галкина: картина о душе

Sep 23, 2015 15:20



А это и душа, загрязненная теми грехами (ошибками) и прегрешениями, которые можно назвать одним словом - ржавчина. Ясно видно «поле битвы» где дьявол борется с Богом. Видны всякие завихрения и протуберанции, с помощью которых передается  действие страстей, вызывающее смятение, расслабленность и ведущее к предательству. В нашей душе предается Свет, идущий от Бога. Может быть, поэтому Владимир Высоцкий и пел: "спасите наши души".
Но более всего, конечно, вспоминается святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который размышлял о действии Света внутри нас через сравнение с законами физики. В своей проповеди на Евангельские слова: Светильник для тела есть око (Мф. 6:22), - он опирается на пример с солнечным лучом, который пропущен через стеклянную призму. Такой луч представляет собой полосу, состоящую из различных цветов, в том числе и невидимых. Эти "полоски" таинственным образом влияют на нас: «Невидимые лучи, входя через глаза наши, пронизывают все тело, и оно становится светлым» [1]. Так и другой - «Божественный свет», его принимают те, у кого совесть живая, этим светом светятся не только души, но и тела святых. А есть люди несчастные, которые лишены этого света.

«И подобно тому, как в солнечных лучах содержатся красные, голубые, фиолетовые лучи, так разные люди бывают носителями различного света. Красным, как кровь, светом пронизаны тела убийц, злодеев, проливающих кровь. Голубым и фиолетовым светом сияют сердца и тела простых добрых людей. Есть сумеречный свет, которым пронизаны тела и души людей, всецело преданных заботам и страстям века сего. Нет света истины и любви в их телах.

И только изредка, когда Господь посетит их милостью Своей… в их сердце появляется святое покаяние, тогда сумеречный свет души их на время вспыхивает ярким светом…» [2]

Искать Света, наполняться Им, начиная со своего рождения - не означает ли укореняться в Боге и в общении с Божьими? И укореняться основательно, в полноте?

Отец Георгий Кочетков вспоминал на персональной выставке Ефросинии-Ларисы Галкиной, на которой и мне тоже удалось побывать (7 апреля 2013 года), что ее первые живописные вещи, еще до воцерковления, отражали поиск: "Все эти сферы, какие-то духовные тоннели, светящиеся духи, фигуры, выполненные в некоем антропософском и теософском стиле, эти явления света, эоны, перетекающие один в другой..." Затем, по мере вхождения в церковное пространство жизни, ее творчество стало для него "удивительным символом нашего времени" - кризисного, жестокого, но и настоящего. Ефросиния как раз пишет о настоящем.

Представляется, что эта картина о душе - тоже из разряда картин о настоящем. Только надо прислушаться к себе, понять, мирным ли духом живешь или та самая ржавчина, налепившаяся на душу, расползается, как плесень.

А еще там есть намек на встречу. Два мазка как две руки, одна - Божья, другая - человека. Или мне показалось?

О самой Ефросинии Галкиной, начавшей писать иконы в 61-летнем возрасте и недавно упокоившейся, есть несколько интересных публикаций. См.: http://mka.livejournal.com/949596.html и http://gazetakifa.ru/content/view/4743/



[1]Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Сила Моя в немощи совершается. (Духовные беседы). М.: Отдых христианина, 2001. - С. 19-20.

[2]Там же. - С. 21-22.

ПСМБ, христианское творчество, живопись

Previous post Next post
Up