древнерусская литература

Jul 03, 2012 15:48



Откуда есть пошла древнерусская литература?
(Продолжение: см. запись от 1 июля 2012 года)
Исследователь Н.И. Прокофьев убежден, что смотреть на трагедию войска князя Игоря надо не столько «телесныма очима», сколько «духовныма». Многое в этом смысле дает повесть о походе Игоря на половцев, возникшая в Чернигове и сохранившаяся в Киевской летописи (Ипатьевский список). Князь Игорь еще в том духовном состоянии, что не различает природу знамений. На слова: «Княже! Не к добру знамение это!» - Игорь возражает: «Братия и дружина! Тайн Божьих никто не знает, а творец того знамения Бог, как и всего мира. А на добро посылает нам его или на зло, посмотрим». Его мысли заняты другим: «Если вернемся, не бившись, то позор нам будет пуще смерти; пусть уже что Бог пошлет». И только после первого боя, за рекой Сюурлию, он предлагает двинуться к дому, но - устала конница. В эти минуты риска он ведет себя как принадлежащий Воинству Господню, полагающий жизнь свою за «други своя»: «И сказал Игорь: «Что ж, братья! Не трудно и умереть, зная, за что». И расположились на ночлег». Во время битвы все поддерживают решение Игоря не оставлять простых воинов: «…грех нам будет…Или вместе умрем, или спасемся. И все сошли с коней и бились пешими». Скорбно звучит голос летописца: «И так в день святого воскресения навел Бог на нас гнев Свой и послал нам вместо радости плач и вместо веселия скорбь на реке Каяле». Покаянное чувство не оставляет Игоря в плену. Он вспоминает о том, что еще раньше, при взятии города Глебова у Переяславля, он не пощадил его жителей - и старых и малых: «»Недостоин я оставаться в живых, и вот теперь вижу возмездие себе… обрушились на мою голову грехи мои. Праведен Господь и справедлив суд Его. И нет мне уже места среди живых. И я вижу, как другие принимают мученические венцы, почему я, один виновный, не пострадал за всех них? Но Господи, не отвергни меня до конца, но если воля Твоя на то, будь милостив к нам, рабам Твоим». Интересно в этой повести, что, не ведая Божия промысла и думая, что быть ему в плену еще долго, он просит половцев прислать ему священника и предметы богослужения. (Значит, собирался исповедаться и причаститься.) Надо сказать, что свой побег из плена он откладывает ради задуманного им побега всех попавших в плен соратников, но они называют его намерение «гордым и неугодным Богу»: вернутся половцы - и будут убиты все: «тогда не будет у тебя ни славы, ни жизни», беги один. Они молятся о разрешении его побега во благо. И вот, в пятницу вечером, «ужасаясь и трепеща», молится князь Игорь «на образ Божий и на честный крест», поднимает стену шатра…доходит до реки, переходит ее вброд, садится на коня и пробирается вместе с половцем Лавром через вражеский стан. А затем идет пешком 11-ть дней до города Донца, далее - до своего Новгорода, и, спасенный, после отдыха, собирается к князьям-братьям. «И рад был ему Святослав, а также Рюрик, сват его».


Эта повесть Ипатьевского списка лучше помогает видеть духовное состояние князя Игоря в разных жизненных ситуациях: когда он запутался, и когда шел путем покаяния, побеждал свои страсти, чтобы остаться верным Христу и Его Церкви. Мы лучше видим, как действует в его сердце любовь на этом страшном бесчеловечном «пире» с «кровавым вином» - на главном сражении с половцами: «Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого друга Всеволода». «Золотое слово» киевского князя Святослава, «со слезами смешанное», передает такую любовь к Игорю, которая все «покрывает» (I Кор 13). Таким образом, "Слово о полку Игореве..." пронизано милосердием и прощением. В финальных его строках мы читаем: "Тяжко голове без плеч, беда телу без головы" -  так и Русской земле без Игоря". Эти слова Святославовых песнотворцев: Бояна и Ходыни - напоминают нам о теле как о церковном организме, в котором каждый член важен, будь это князь Игорь, самый незаметный воин или хлебопашец. Древнерусский читатель входит в радость князя Игоря. Веселы села и грады Руси: князь Игорь едет "ко святой Богородице Пирогощей" (4). В стилистике "Слова..." эта цель ключевая. Пресвятая Богородица избрала Русскую Землю своим уделом. К Ней -  покровительнице и заступнице - спешит князь Игорь, чтобы вылечить свое израненное сердце. Финал "Слова..." пронизан светом надежды на Божию милость.

Т. Тябут

Использованная литература

1. «Слово о полку Игореве», с предисловием и переводом Д. Лихачева. Изд. 7-е. М. : Школьная библиотека, 1977. 220 с.

2. Прокофьев Н. И. Преданья старины глубокой. Хрестоматия / вступительная статья, составление, переводы и комментарий Н. И. Прокофьева. М. : МИД «Синергия», 1966. 320 с., ил.

3. Литература Древней Руси, Библиографический словарь под редакцией О. В. Творогова. М. : «Просвещение», «Учебная литература», 1996. 238 с.

4. Церковь Пресвятой Богородицы Пирогощей была заложена в Киеве в 1132 году и завершена в 1136 году. Так названа по иконе "Пирогощей", привезенной в Киев из Константинополя.

русская литература, литература, христианское творчество

Previous post Next post
Up