древнерусская литература

Jul 02, 2012 14:48




Откуда есть пошла древнерусская литература?

Светская древнерусская литература развивалась под несомненным влиянием духовных рукописей. «Слово о полку Игореве…» (самое известное произведение древнерусской литературы) связано с библейскими жанрами, такими, как Повесть о Руфи, Песня Песней или Слово апостола Павла перед языческими философами (Деян: 17:22-34). Как утверждают многие исследователи «Слова…», оно создано не позднее 1187 года, хотя есть и другая точка зрения (рассматривать которую мы не будем). Произведение возникло тогда, когда славянская речь переработала в себе элементы церковнославянского языка, зародились азбуковники (толковые словари, словари иностранных слов, справочники, энциклопедии, создаваемые в среде переписчиков книг, переводчиков, справщиков - по примеру византийских, до 12 000 слов). По мнению академика Д.С Лихачева «Слово…» вобрало в себя стили нескольких литературных школ. Ученый Н. И. Прокофьев описывает такие их особенности, как умеренную риторичность, простонародность, в соединении с христианской символикой, которую книжники-философы знали не понаслышке. Поэтому, может быть, слово «брат» в «Слове о полку Игореве…» звучит возвышенно и одновременно трагично, ведь братские отношения влияли на судьбу Руси, единению страны мешал собственнический инстинкт: «Рекоста бо брат брату: «Се мое, а то мое же». На братские отношения могли влиять (и влияли) другие «червоточины».


Князю Игорю не давали покоя личные амбиции, когда человек действует по формуле: «Мы собе, а ты собе». Ему хотелось вернуть Русской земле черниговскую Тмуторокань, свою «отчину», ранее захваченную половцами, и сделать это самому, а не в союзе со всеми князьями. Кроме того, князю Игорю необходимо было засвидетельствовать свою верность дому киевского князя Ярослава, на стороне которого князь Игорь обязан был выступить в походе 1184 года, но из-за весенней распутицы не сделал этого. Его честь, таким образом, висела на волоске. А после поражения и побега из плена он совершает «неславный путь», едет домой по направлению к храму Пресв. Богородицы Пирогощей (4), чтобы поблагодарить Бога за состоявшийся побег и покаяться: слишком тяжел был груз ответственности за поражение. (Может быть, поэтому автор называет свою «повесть» «трудной»?) Это его стремление к покаянию усилено плачем Ярославны, после которого

Прыснуло море в полуночи,

Идут смерчи тучами.

Игорю-князю Бог путь указывает

К отчему золотому столу.

(Имеется в виду Чернигов.)

Вместе с Ярославной автор оплакивает погибших и призывает к единению всех князей Земли Русской. Финал «Слова…» связан с призывом, обращенным к русичам, - блюсти нравственное духовное здоровье, победить в себе самостный дух разъединения, тщеславия и максимализма - все то, что обнаружилось в князе Игоре:

Здравы будьте, князья и дружина,

Борясь за христиан против нашествий поганых.

«Аминь».

За этим «аминь» - «истинно так» - утверждение автора, что он не погрешил против правды и осознает, что за каждое слово, написанное здесь, ответит пред Богом на суде Его.

Можно говорить о бережном слиянии разных пластов лексики, бытовавшей в то время, как о подлинно добром, пронизанном лучами творчества, в котором слито Божественное и человеческое - все то, на чем лежит печать Духа Божия, Который «…дышит, где хочет» (Ин 3:8).

Т. Тябут

Использованная литература

1. «Слово о полку Игореве», с предисловием и переводом Д. Лихачева. Изд. 7-е. М. : Школьная библиотека, 1977. 220 с.

2. Прокофьев Н. И. Преданья старины глубокой. Хрестоматия / вступительная статья, составление, переводы и комментарий Н. И. Прокофьева. М. : МИД «Синергия», 1966 - 320 с., ил.

3. Литература Древней Руси, Библиографический словарь под редакцией О. В. Творогова. М. : «Просвещение», «Учебная литература», 1996. 238 с.

4. Церковь Пресвятой Богородицы Пирогощей была заложена в Киеве в 1132 году и завершена в 1136 году. Так названа по иконе «Пирогощей», привезенной в Киев из Константинополя.

русская литература, литература, христианское творчество

Previous post Next post
Up