Путь Святого Иакова по Словении. Приморская ветка.

May 06, 2021 17:51

Пролог
Camino de Santiago или Путь Святого Иакова 5 лет назад прочно вошел в мою жизнь и постоянно зовет меня в дорогу. Я прошла несколько путей по Испании, но у себя дома - в Словении - путь так еще и не пройден. А он здесь есть, отлично размечен, предусмотрены ночевки, обещаны восхитительные пейзажи и небольшие живописные города и деревни. Не так многолюдно и не так бюджетно, как это было в до-ковидной Испании, но восхитительно красивая местность того может и стоит. Застряв в полугодовалом локдауне в своем регионе в итак уже маленькой Словении, в какой-то момент решила не ждать, когда будут сняты ограничения, а пройти доступную часть пути однодневными кусками. Хоть это и не "камино", как его обычно представляешь многодневным паломничеством, зато я пытаюсь идти дорогой Святого Иакова, которая из Словении ведет в Италию и далее через Францию в Испанию. Про это и рассказ.

Небольшое введение в тему камино по Словении:
Страну пересекают 2 маршрута пути, из Венгрии и из Хорватии, встречаясь в столице страны Любляне и продолжая свой путь в Италию опять в двух направлениях. Таким образом получаются 4 ветки пути, каждая может быть законченным участком камино, растягиваясь на 5-7 дней. Хорошие он-лайн карты и перечень ночевок с контактами есть на страничке общества Пути Святого Иакова, а сам путь по-словенски называется Jakobova pot.  Мест ночевок специально для паломников совсем не много, чаще ночевать придется в небольших пенсионах, на фермах и в частных апартаментах. Путь проходит по большей части через небольшие города-поселки, поэтому продуктового магазина может не встретиться целый день, да и точек общепита не так много, с этой точки зрения нужно продумывать день заранее. В обществе Св.Иакова можно купить очень красивый креденсиаль словенского пути, здесь тоже вдоль пути можно собирать печати, некоторые очень красивые.

Из Любляны в итальянский Триест идет Приморская ветка пути, часть этого пути пролегает в моем регионе, куда я и смогла выбраться даже во времена локдауна. Поэтому путь я начала "задом наперед", пошла сначала по предпоследнему участку, проходя каждый отрезок пути в обе стороны - до цели дня и назад, возвращалась к машине, чтобы вернуться домой. Гостиницы и прочие ночлежки были у нас закрыты указом правительства до первомайских праздников в рамках локдауна, поэтому ночевать по-любому приходилось дома ;).
Если брать Приморскую ветку полностью, ее удобно разбивать на 5 этапов по прибл. 25 км: Любляна - Врхника - Планина - Раздрто - Авбер - Триест.
Когда я пройду всю ветку целиком, сделаю сводный пост, в этот раз напишу про первый пройденный мной отрезок Штьяк - Авбер, который по сути является концом предпоследнего этапа. Запутано, да, а кто сказал, что в современные времена путешествовать это просто? :)

Štjak - Avber, 6 км
Итак, Штьяк это небольшой аутентичный поселок на вершине холма. Местность эта называется Крас, из-за карстовых явлений - множества пещер и очень быстро впитывающейся в почву воды. Крас знаменит своими сильными ветрами, отличным красным вином Теран, вкусным козьим сыром и высушеным на верту мясом, в Испании известном как хамон, а здесь же его зовут "пршут". Для меня остается загадкой, почему деревни здесь строили на холмах, сильный ветер зимой здесь может достигать 100-150 км/ч, а это совсем не мало... Штьяк лежит на высоте около 500 м над уровнем моря и достаточно высоко над Випавской долиной, из которой сюда ведет Путь Св. Иакова. С другой стороны холма путь спускается в следующую небольшую ложбину. На Красе нет высоких гор, но все эти холмы в пути никак не остаются незамеченными. Чтобы прийти в Штьяк, нужно порядочно подняться в горку, а чтобы из него уйти, придется спуститься почти столько же.
Вид из Штьяка в сторону Випавской долины:

В центре поселка чуть спрятана за домами церковь Святого Иакова. Сразу же появляются обозначения пути, желтые стрелки и ракушки, поэтому пройти мимо не получится. Около входа в церковь есть ящичек с печатью пути и книга записей. С трех сторон вокруг церкви плотно построены дома, с четвертой стороны - вид в долину, хорошо сфотографировать церковь и негде.

Путь проводит нас почти через весь поселок по главной дороге. Встреченных несколько жителей нам приветливо кивают. Штьяк лежит порядочно в стороне от основных дорог и редко кто сюда заезжает проездом или специально. Поэтому проходящим паломникам здесь рады. Кроме церкви и пожарной станции никакой инфраструктуры я здесь не заметила, ничего, чтобы пригодилось в пути. Воды, конечно же, можно попросить у жителей.
Вдоль главной дороги стоят очень старые дома, некоторые со вкусом отремонтированы, некоторые потихоньку разваливаются. На одном из домов виден 1886 год постройки.

Прошло уже почти 2 года, с тех пор, как я ходила камино в Испании, поэтому чуть ли не подпрыгиваю и визжу от радости, увидев первые желтые стрелки и ракушку - символ пути. Путь по Словении очень хорошо обозначен, видно, что занимались этим энтузиасты.

У здания "сельсовета" путь сворачивает с главной дороги налево и начинает спускаться мимо памятника погибшим солдатам.

Поскольку поселок лежит на холме, даже в апреле чувствовался холодный сильный ветер, поэтому спуститься с холма, на котором лежит поселок, было в самый раз.
Сначала спускаемся из Штьяка (название деревни Штьяк гораздо проще запомнить, если обозвать ее Ништяк ;)) по удобной грунтовой дороге через лес. На первой же развилке нас ждет ясный указатель:

Вдали на холме видно какое-то поселение и шпиль церкви. Подозреваем, что это Авбер, куда лежит сегодняшний путь (да, оказалось, что это Авбер и есть). Но вот чего не видать с одного холма на другой, так это глубой долины между ними.

Обозначения помогают не ошибиться в пути. Красивая желтая ракушка, символ пути по Словении, прибита высоко на дереве, оказывается, кто-то их уже срывал. Пусть там будет, это так здорово, когда встречаешь "свои" обозначения в пути. Тут нам вообще нигде не понадобилась навигация или карты, все обозначено вдоль пути.

Выходим на большой луг, у кромки луга охотничья вышка, а в середине маленький мутный пруд. Пруд на Красе это совсем необычно, вода, как правило, быстро уходит под землю, вероятно и здесь летом все пересохнет.

Переходим через луг и желтая стрелка выводит нас на крутой спуск через светлый молодой лес. В апреле деревья еще почти совсем без листьев, но летом уже будет такая нужная тень. Спуск вьется почти серпантином, это настоящая горная тропинка и я такого почти не ожидала на пути Св. Иакова. И даже чуть переживаем - нам же тут еще идти назад, возвращаться в горку...

У тропинки подбираем подходящие в роли посоха палки. Моя палка оказалась почти идеальной, из тех, что их продают в Сантьяго у собора по двадцатке - из длинной ровной виноградной лозы с чуть загнутой ручкой, твердая и чуть пружинящая. Просто чудо а не палка, даже жаль, что я ее в конце оставила в Штьяке, может еще кому пригодится.

Тропинка выводит нас с горы к огороженному пастбищу, которое придется пересечь. Мы к коровам не привыкшие, поэтому пастбище пересекаем почти у самого забора, и дальше через луг, где теряем предусмотренный выход и просто пролезаем через ограждение. Коровы за нами наблюдают, но враждебности не проявляют. Ласково заговариваем им зубы, надеясь, что мы им нравимся. Нам же еще возвращаться! ;)

Перед нами самая низкая местность на сегодняшнем участке пути - ложбина у поселения Нова вас. По мосту около дома переходим ручей и чуть дальше за зданием тропинка начинает подниматься на холм, на котором лежит Авбер.

Ручеек не очень полноводный уже в апреле, когда еще случаются дожди. Надеюсь, хоть чуть воды в нем остается и летом, когда это так надо...

Тропинка теперь поднимается траверсом по склону холма. С этой стороны подъем не такой крутой, как спуск из Штьяка, да и сама тропинка красивее и удобнее. Идем через сосновый лес и здесь начинается по-настоящему красивый участок пути.

Тропинка нас выводит к небольшому винограднику, там подъем главным образом заканчивается. Дальше двигаемся по восхитительно красивой огороженной лесной дорожке мимо полей и редких деревьев.

Большущее дерево так и просится в объектив, летом же дарит много тени. А летом здесь бывает очень жарко. На фотографии вид назад, поселок на гребне холма и есть Штьяк, из которого мы пришли.

Стрелка показывает правильную дорогу. Даже возвращаясь, было не сложно ориентироваться, да и мы многое еще помнили, но путь в обратную сторону не размечен, все стрелки ведут в Триест. И дальше - в Сантьяго.

Уже совсем близко к Авберу, когда за деревьями видна колокольня церкви, выходим к бесконечным виноградникам. Зеленая весенняя трава пестрит желтыми одуванчиками и просто зовет присесть у обочины и любоваться видами. (Берите на заметку - виноград созревает в начале сентября! :))

Вид в сторону церкви Святого Николая в Авбере:

Церковь видна уже издали, еще даже не входя в поселок.

Уже близко к деревне попутчица вспоминает, что уже когда-то была в Авбере и что здесь есть отличная ферма, пытается найти контакт владельцев. Гадаем, вдруг нам откроют, может получится хотя бы выпить кофе. Нас слышит местная жительница, которая как раз возвращается из виноградников. Рассказывает, что Бояна с фермы именно сегодня отмечает день рождения и обязательно нам обрадуется. И сразу же ее набирает...

Уже через несколько минут мы у фермы Францин (в Авбере есть еще одна туристическая ферма с другой стороны поселка). Сколько радости приносит неожиданная встреча, нас угощают кофе (официально ресторан еще закрыт), ругаем ковид и правительство, все как положено. :) Люди здесь рады, что кто-то идет по пути, очень советуют продолжать путь, обещают, что дальше еще красивее. Бояна рассказывает, что местные жительницы каждый год в рождество пешком идут в Триест "на кофе" по пути Святого Иакова. А это больше 20 км!

В нормальные времена на ферме можно подкрепиться в ресторане и заночевать, хотя лучше созвониться-списаться заранее. Попутчица закупается местным вином, местный Теран очень идет к мясу и сырам. Обсуждаем, как на камино все складывается как надо, и не важно Испания это или Словения - все обозначено, все что нужно - дается, от посоха до кофе и приветливых жителей...
Авбер это небольшой уютный поселок, внимательный глаз находит много интересных деталей - от старинных ворот до цветущих клумб и красивых номеров домов. Здесь царит очень приятная и гостеприимная атмосфера и если бы мы ходили несколько дней по пути, здесь было бы очень здорово заночевать.

Номер дома:

Церковь Святого Николая в Авбере:

Аутентичные старые дома, первый уже заброшен, второй еще держится и за ним следят:

Таким образом мы из Штьяка в Авбер дошли за 1,5 - 2 часа, нигде мы ничуть не торопились. В одну сторону этот участок растягивается на 6 км, но включает и 300 метров спуска и 200 м подъема. Туристические фермы на этом участке есть только в Авбере и вам будут очень рады, если будете там идти. Другой инфраструктуры нет.

Мы отсюда вернулись назад в Штьяк, тот подъем совсем не был легким, так что совершенно правильно, что путь идет так как идет. :)

В следующий раз нас ждет отрезок пути Авбер - Томай - Креплье почти до границы с Италией.