Чудесатые художества, скорбные скарбницы и прочие хубли

Jan 30, 2012 20:45

Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге

Вот уже много раз давала себе слово не писать этимологических лоскутов: сало как сало, чего его пробовать? всё равно упрёшься в кольцо начала начал и конца концов...

Но разве ж с этими друзьями удержишься?
Ведь так и подталкивают!

Опять Лидочка lidiamp вопрос задала - о глыбе, грубе, худобе и прочем.

Я и полезла обчитать...

И опять попала в кольцо - как платок в руках у коробейника.

Потому что не только вдруг увидела «одномоментность» богатства и бедности, (из)обилия и недостатка в худо́бе́, не только обнаружила родство корней чуд-куд-худ, но и добралась до мотивирующей основы действия-глагола.

Но о ней речь впереди.

Сейчас о корнях: кудесник - чудесный - художества, - но и скудный, скудельный, худоумие и скудоумие. (Как тут не вспомнить Олины una_tartaruga меткие наблюдения о (криво)зеркальности чуда и чудовища и родства корней в чуде-юде - через жуду?)










И, конечно же, имеется пар-аллель: скорбный, скарб, скарбниця (сокровищница - укр.) и глагол скр... тпру, об этом не сейчас!

Вот такое вот «извитие словес корней»... потому что там чудится ещё и чужой - странный, непохожий, чудной.

Посмотрите у Даля, чего там только нет!
Точнее, что там только есть...

А что же глагол-действие, архаически лежащие в мотивирующей основе значения?

Ответ скрыт не очень глубоко: я его уже вижу через дырочку. А вы?
Мы говорим как? Сапоги, ведро, кастрюля что?
Прохудились...

То есть что?

Ах, нет, без возврата к жуди и гудению не обойтись.

Гудити - ругать, порицать, хулить и (через зуд) бить.
Жуда́ - от губить, исчезать, терять...

Следовательно, худити - делать непрочным (утончая до дыр), толочь и дробить (см. прямые указания в словарном толковании слова «худой»).




Даль это подтверждает самым прямым образом - «во первых строка́х» словарной статьи: худой - «неладный, негодный, дурной, плохой, нехороший; в чём или в ком недостатки, пороки, порча; | изношенный, ветхий, дырявый».

Потому что что такое художества, ремёсла и прочие чудеса?

Берёшь глыбу и отсекаешь (отрезаешь, отбиваешь, отскребаешь, отчищаешь) от неё всё лишнее...
Художественная такая резьба по дереву и камню.

Точно так же как и скрести - в скарбе-скорби-скарбнице.
А амбивалентность здесь неудивительна: скрести можно, со-скребая (утончая «скребимое») и на-скребая (утолщая: наскрести себе сокровищ-ска́рбо́в: украинские скарби [скарбы́] - это и есть сокровища).

На дубе сундук, в сундуке утка, в утке яйцо, в яйце игла, а на кончике иглы... тысяча чертей новое яйцо в сундуке языка.
Бесконечное квантование первичных смыслов, художественная структура бытия-сознания.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!..»...

Ну а это просто так - бонус тем, кто, как говорится, «дочитал».
Слово из соседней словарной статьи:




Но и не только: сдаётся мне, что это ху (как и хи - хилый) тоже имеет отношение к нашей «нарезке».

Но об этом поговорим в следующем лоскутке.

© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

вершки и корешки, этимология, Пушкин, внутренняя форма слова

Previous post Next post
Up