Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 2 (окончание).

Apr 08, 2015 13:54

Оригинал взят у sealena в Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 2 (окончание).
Начало здесь: Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 1 (начало).

Я ещё раз повторяю свою просьбу: если я упустила что-то серьёзное или где-то ошиблась - пожалуйста, расскажите мне об этом - я не обижусь, а буду благодарна и сразу постараюсь исправить!

XIX век
Начало XIX века в Европе, можно сказать, поделили между собой частично раскрашенные куклы из дерева, куклы, изготовленные из воска, и куклы из папье-маше.

Популярных деревянных шарнирных кукол делали в Южном Тироле (Австрия). Они называются "куклы "в стиле Grodner Tall" или просто grodnertal (по местности, где производились) и легко узнаются по характерной причёске Tuck Comb (вырезанный в дереве высокий узел волос с гребнем на макушке).



Деревянные шарнирные куклы. Начало XIX в.
Ранние деревянные куклы этого типа представляли из себя фигурки изящных маленьких дам, очень детально вырезанные из цельного куска дерева, с длинной шеей и тоненькими руками и ногами, с тончайшей росписью лица и завитками волос на лбу.




Деревянные шарнирные куклы Grodner Tall. Начало XIX в.
Дамы носили платья с завышенной талией и со слегка пышными рукавами, по моде наполеоновского времени, которая требовала довольно простого силуэта, классический элегантности и сдержанности. Свой "золотой век" куклы Grodner Tall пережили в 1810-1820-х годах.

[Ещё немного о деревянных куклах начала XIX века]


Деревянная шарнирная кукла Grodner Tall. Начало XIX в.



Деревянная шарнирная кукла Grodner Tall. Начало XIX в.

Ещё одна, уже немного другая:



Деревянная шарнирная кукла. Начало XIX в.



Деревянная шарнирная кукла. Начало XIX в.

Аналогично устроены тела кукол того же периода из Америки.



Деревянная шарнирная кукла. Спрингфилд, Вермонт, США. 1810 г.
Как мы видим, у этих кукол для обеспечения подвижности части скреплены просто штырьками, а вот у куклы из Обераммергау (Бавария, Германия) мы видим уже полноценный шарнирный механизм.



Деревянная шарнирная кукла. Обераммергау (Бавария, Германия). Начало XIX в.

Вот ещё одна очень интересная кукла примерно того же периода :)



Деревянная шарнирная кукла. Начало XIX в.


А это более поздние деревянные шарнирные куклы, сделанные в Америке, они уже совсем другие по пропорциям:







В то же время в Европе (в основном, в Англии) выпускались куклы с восковыми головками и ручками-ножками. У одних кукол части тела вылеплялись из воска целиком:



Воск. Германия. Около 1820 г.

[Ещё]

Воск. Англия. Около 1830 г.



Воск. Англия. 1860 г.


В других случаях воск наносился на более прочную основу, например, папье-маше.



Воск на основе. Германия. 1835 г.

Само туловище восковых кукол могло быть и набивным, и деревянным.Вот на этой фотографии более поздней восковой куклы хорошо видно, как  "устроена" такая кукла на набивном теле:



Восковая кукла. 1875-80 гг.
Что касается французских восковых кукол, то известно, что в конце XVIII - начале XIX века большой популярностью пользовались портретные куклы.



Восковая кукла. Около 1825г.
Конкуренцию деревянным и восковым куклам составляли куклы из папье-маше, части некоторых из них также закреплялись нитями, деревянными палочками или шарнирами.




Судя по всему, именно куклы из папье-маше к середине XIX века были распространены наиболее широко.



Папье-маше. Германия. 1840-е
Если снова вернуться к теме "модных" кукол с большим "приданым", которых по-прежнему принято называть пандорами, то они были популярны и в XIX веке.

Их роль могли исполнять как деревянные куклы Grodner Tall,



Начало XIX в.

так и куклы из воска



Воск. XIX в.
Примерно представить, как это выглядело, можно на примере вот этой восковой куклы-младенца в люльке с сопутствующим приданым, включая платья, рубашки, куртки, рукавицы, колпачки, юбки, подгузники, жилетки, носки, простыни, наволочки, посуду для кормления и украшения.



Кукла была сделана для помощи бедным и получила золотую медаль на выставке 1895 года в Амстердаме
Однако середина XIX века стала в кукольном производстве революционным временем -   фабричным способом начала производиться фарфоровая кукла, вернее фабричным способом стали отливать все фарфоровые детали. Более дешевые куклы делались с применением глазурованного фарфора. В основном, они выпускались в Германии. Из-за того, глазурованный фарфор ассоциировался с китайским, массовые куклы этого периода получили название "china head doll" или просто "china doll".



Германия. 1840-1850 гг.
[Как выглядели China head dolls]У них были фарфоровые головка и грудная пластина и часто ещё и фарфоровые руки-ноги. Остальные части тела изготавливались либо из кожи, либо из дерева и скреплялись на шарнирах.





Вот такая кукла с полностью кожаным телом:



Середина XIX в.

У самых первых кукол волосы были приклеены, но затем их стали просто рисовать.



1840-е гг.



1850-е гг.



1860-1890 гг.
В продажу поступали не только готовые куклы, но и отдельные фарфоровые детали - головки и ручки-ножки, они стоили, естественно, гораздо дешевле, а покупатели могли самостоятельно изготовить для них тряпичное или простейшее деревянное тело и одежду.


В то же время на французских фирмах Jumeau, Gaultier, Bru и других начали производить более дорогих кукол-пандор с головками из неглазурованного фарфора и телом из дерева (справа), кожи (посередине), или их комбинации (слева).






Сами куклы были либо среднего размера (около 30 см), либо более крупными, руки и ноги их  тоже часто были артикулированными. (Эти куклы просто восхитительны, но я очень постаралась сдержаться и не завалить вас фотографиями - лучше я потом как-нибудь отдельно их покажу :) )



Les Parisiennes
[О модных красавицах-француженках конца XIX века]Каждая кукла дополнительно снабжалась целым ворохом модной одежды на все случаи жизни, сшитой по правильным фасонам и из тканей, которые использовались в оригинальных платьях и костюмах от модельеров.






Кукла Huret, для которой известный модельер Сильвия МакНейл изготовила за 20 лет гардероб, ставший легендарным

Кукла получала «в приданое» и нижнее бельё: чулки, корсеты, панталончики, нижние юбки…




Всё это шилось из шёлка, батиста, бархата и атласа, украшалось настоящими кружевами ручной работы и вышивкой.




К гардеробу прилагался также набор аксессуаров (шляпки, зонтики, браслеты, перчатки, вуали, палантины, туфельки…) и набор парфюмерии.




В общем, купив такую куклу, любая жительница Вены или Лондона могла ознакомиться со всеми последними веяниями парижской моды и одеться соответственно.




Эти модные куклы и сейчас являют нам эталон красоты и совершенства костюма, причёски и макияжа.



Leontine Rohmer



François Gaultier



Leon Casimir Bru



Emile Jumeau

Особенно восхищают знатоков парики и костюмы куколок, эти парики и платья считаются лучшими за всю историю кукол по точности деталей и качеству исполнения.



François Gaultier
Все пандоры изготовлялись вручную, начиная от отливки фарфоровых частей до создания парика и причёски, росписи лица и, естественно, всех элементов одежды. Выпускались они мизерными тиражами и стоили очень дорого.



В роли заменителей  "модных журналов" просуществовали такие куклы до конца 1860-х годов, но выпускались практически до конца XIX века, сначала как дополнение и реклама сменившим их бумажным модным журналам, а потом просто в качестве шикарной дорогой игрушки, причем скорее для взрослых, чем для детей.



Одна из поздних - знаменитая "улыбающаяся Bru" 1873 г.
Эти "француженки" настолько совершенны, что на аукционах их часто фотографируют обнажёнными в каких-нибудь альковных интерьерах.



Французская шарнирная кукла-дама. Конец XIX в.

Кроме кукол-дам разных размеров французские фирмы начали выпускать и "классических" кукол-девочек на телах из кожи или дерева с фарфоровыми головками изысканной красоты. Так, например, куклы французского мастера Леона Казимира Брю (Bru) до сих пор считаются одним из самых лучших образцов кукольного искусства.




[Ещё]




В 1880 году Брю разработал Bebe Modele с деревянным телом со сложной артикуляцией (у куклы поворачивалась даже стопа).



Bebe Bru Modele. Франция. 1880 г.



Почти всё столетие французские мастера удерживали пальму первенства в области изготовления фабричных фарфоровых кукол и только в конце девятнадцатого века уступили лидерство Германии, которая научилась делать более дешёвых, но достаточно качественных кукол.



Правда, они порой уступали французским в художественном плане, зато были гораздо доступнее. Как и во Франции, на немецких фирмах производилии кукол разных "возрастов": от пупсов и детишек младшего возраста до подростков и молодых девушек. Вот, например, некоторые (далеко не все!) модели кукол фирмы Simon&Halbig:












Куклы выпускались на телах разных типов, однако самыми популярными были артикулированые (шарнирные),  которые делались как из кожи, так и из лёгкого деревянного композита (особая клеевая смесь на основе деревянных опилок), который сменил дорогое и относительно тяжёлое дерево.



Немецкие кожаные кукольные тела конца XIX в.



Пример немецких композитных кукольных тел. Конец XIX - начало XX вв.



Стандартная схема немецкого артикулированого кукольного тела из композита
Отличия от стандартной схемы встречались, но были, в основном, непринципиальными. Такие "фарфоровые" куклы с арикулированными телами выпускались до начала Второй мировой войны и пользовались очень большой популярностью. Сейчас все куклы, выпущенные до 1940 года уже считаются антикварными.



Фото с выставки в Ижевске, которую проводил московский музей уникальных кукол
В послевоенное время популярность шарнирных кукол начала падать. Промышленность была занята поиском новых материалов и технологий, и на прилавках начали появляться новые модели кукол, более дешевые в массовом производстве, сначала из папье-маше и целлулоида, потом из пластмассы, ещё позже "резиновые" - те самые, к которым мы привыкли, с "негнущимися" ручками-ножками, а о шарнирной кукле как бы "забыли". (Между прочим, я не смогла найти картинки, где были бы собраны вместе такие куклы разных лет :))



Кукла 1950-х годов. Папье-маше
Потом вернулась к жизни идея куклы с взрослым телом и множеством "сопутствующих товаров" - появилась знаменитая Barbie американской фирмы Mattel. Кстати, у более поздних её моделей в конечности встроены скрытые шарниры.



Самая первая модель Barbie. 1959 г.
История же современных шарнирных кукол массового производства, которых обычно называют BJD, началась в 1997-х году с японской компании Volks, которая выпустила полиуретановую модель размера 1/6 (то есть те же 30 см, как Барби и модные куклы конца XIX века) в качестве коллекционной куклы, назвав её Dollfie (от англ. «doll» и «figure»). Dollfie пользовались успехом и в 2001 г. Volks выпустили шарнирную куклу Super Dollfie (57 см). Так как она тоже имела успех, то компания продолжила изготовление кукол разных моделей и дизайна, и вскоре у нее появились конкуренты и последователи в Китае, Японии и Южной Корее. Конструкция таких кукол постоянно совершенствуется в сторону увеличения количества деталей, обеспечивающих поразительную подвижность.

[О современных шарнирных куклах]


Исторически сложилось, что на внешний вид этих кукол сильно повлияла распространенная в Японии культура манги и аниме, причем BJD изображают не только девочек и девушек, но и юношей, которые неожиданно оказались не менее популярными.



Одной из причин бешеной популярности BJD является то, что в большинстве своём эти куклы представляют собой своего рода конструктор: фабрика выпускает только стандартизированные по размерам заготовки - части тел, головы, парики, глаза, а покупатель выбирает, довериться ли ему в превращении этого набора в куклу мастерам с фирмы и известным дизайнерам, или попробовать создать образ самостоятельно. При этом на рынок регулярно выбрасываются детали нового дизайна, делая выбор конечного образа бесконечно разнообразным.




Строго говоря, именно такого рода кукол знатоки считают BJD, а всех остальных, массово изготавливаемых по тем же технологиям, но сразу в уже "окончательном" виде, то есть том, который пойдёт на прилавок магазина, называют просто шарнирными. Таких кукол тоже производит множество фирм. Среди них есть и коллекционные, и игровые. А ещё, оказывается, среди них есть куклы, у которых внутри что-то вроде скелета.



Как когда-то для модных кукол-пандор, для современных "шарнирок" и BJD выпускается множество предметов одежды и всевозможных аксессуаров.



BJD-индустрия вызвала к жизни целую BJD-культуру. Любителей таких кукол во всём мире становится всё больше, они переписываются, делятся между собой найденными образами, занимаются обменом, встречаются  и устраивают собственные выставки. На любой большой кукольной выставке вы тоже обязательно найдёте стенд с такими куклами.




Фотография с выставки "Искусство куклы"2011 года
Популярность BJD, появление и доступность новых материалов и технологий, да и, что уж там скрывать, мода отразились и на мире авторской куклы - появилось много мастеров, взявших за основу конструкции принцип шарнирного сочленения деталей и работающих в этом направлении. Кукол, которых они создают, тоже принято называть просто шарнирными.

[Основные источники]Источники:
История шарнирной куклы
Деревянные куклы-сибаритки и мода 18 века (Сойка В.)
The Victoria & Albert Museum
"Старинные куклы"
MUSÉE DE LA POUPÉE
Форум о куклах на DollPlanet.ru

По поводу фотографий: я с удовольствием указываю, что беру изображения с сайтов музеев или из чужих обзоров (перекладывая ответственность на их авторов ;)), но Интернет - это большой пиратский склад, и если сразу найти, откуда там взялось то или иное изображение, не получается, то тратить время на поиск первоисточников для фотографий, тысячами расползшихся по интернету, - увольте, тем более, что для антикварных кукол такой поиск очень часто упирается в лоты с аукционов, удалённые по окончании торгов :(


исследование, искусство, авторские куклы, творчество, история

Previous post Next post
Up