Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 1 (начало).

Apr 08, 2015 13:52

Оригинал взят у sealena в Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 1 (начало).
Поскольку следующие материалы с кукольной выставки будут относиться к шарнирным и антикварным куклам, то, думаю, будет своевременно познакомиться с их историей. Вместо задуманной краткой справки нечаянно получился довольно большой полноценный обзор, так как история шарнирной куклы тесно связана с историей куклы вообще (и это я ещё не касалась Японии и Китая, а там тоже... было :) ).

За последние несколько дней я перелопатила море информации, сделав для себя несколько небольших открытий, но наверняка и что-то упустила  (это не страшно), и вполне могла где-то ошибиться - а вот этого я не люблю :(, поэтому просьба: если этот текст вдруг прочтёт кто-то из знающих людей и заметит какую-либо неточность, пожалуйста, укажите на неё мне - я не обижусь, а буду благодарна и сразу постараюсь исправить!

От взятого за основу первоначального рассказа остались только некоторое количество фотографий и общая канва, ссылка есть в списке основных источников. И я в первый раз за свою ЖЖизнь столкнулась с тем, что "запись слишком большая"!

Очень популярная сейчас БЖД - BJD (ball-joined-doll) или шарнирная кукла изобретена вовсе не корейцамм, китайцами или японцами, как ошибочно полагают многие. На самом деле, возраст такого вида кукол достаточно солиден и насчитывает тысячелетия.


Древний мир
Шарнирные куклы были известны еще в древнем  мире. Таких кукол находят в древнеегипетских захоронениях, на раскопках Древней Греции и Древнего Рима. Делали их из дерева и глины, а собирали при помощи металлических колышков и веревки.

[О египетских, греческих и римских куклах]Египетская кукла уже имеет простейшие деревянные шарниры в руках.



Кстати, само слово "кукла" попало в русский язык из греческого. Уже в 6-5 веке до н.э. в Греции существовало массовое производство кукол, служивших как для игр, так и использовавшихся в ритуальных целях.



VI-V век до н.э. Греция
Куклы делались преимущественно из глины (терракоты), а также из дерева и воска, подвижные конечности крепились с помощью деревянных или металлических деталей. Затем куклы раскрашивались и одевались.



Глиняная кукла. Греция. V в. до н.э. Париж, Лувр.
Накануне свадьбы (в классической Греции замуж выходили рано: в 14-15 лет) девушки жертвовали своих кукол женским божествам. Множество таких подношений найдено в Дельфах и в других местах.



Глиняная кукла-подношение из музея в Дельфах. VI-V вв. до н.э.



450-400 гг. до н.э.




Глиняные куклы. Греция. Начало V века до н. э.



Греция. Вторая половина V века до н. э.



конец IV -начало III века до н. э.



III век до н.э.

Первые римские куклы немногим отличались от греческих, но вскоре обрели свое характерное "лицо".



В Помпеях были обнаружены многочисленные кукольные лавки с сохранившимся товаром: куклы были очень популярным товаром на рынке Древнего Рима.



Рим. III век н. э.
Изготовлялись преимущественно маленькие дешёвые глиняные куколки, но встречались и более дорогие, выполненные из кости (простой и слоновой), дерева, воска, янтаря, бронзы, меди, даже серебра и золота.



Рим. II-III век н. э.
Подобно греческим куклам, римские делались и продавались голенькими, без одежды. Кукольным ремеслом занимались не только гончары, но и именитые скульпторы и резчики по дереву.







Рим. III-IV век н.э.
Самые дорогие шарнирные куклы римского времени, мало отличались по конструкции от современных.



Рим. II в. н.э. Слоновая кость.
Эта великолепная римская кукла 2 в. н.э. была найдена в 1889 году в Риме в саркофаге Крепереи Трифены (Crepereia Tryphaena), юной девушки, умершей незадолго до свадьбы, и находится в Капитолийском музее (подробности).




Кукла вдохновила итальянского поэта Джованни Пасколи (1855-1912), написавшего латинское стихотворение «Crepereia Tryphaena», посвященное безвременно умершей девочке (в книге «Ioannis Pascoli Carmina», 1914).



Хотя размер этой куклы чуть больше ладони взрослого человека, реалистичность её исполнения просто поражает воображение.




На палец куклы было надето миниатюрное колечко с золотым ключиком.

Ещё одна римская кукла с украшениями:




IV век н.э.
Кукла-игрушка в Древнем Риме называлась pupa, что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. В итальянском pupattola - «кукла», pupazzo - «театральная кукла-марионетка». В немецком языке «кукла» - Puppe, по-французски poupee, в румынском -pepusce, в молдавском - «пэпуша», английское puppet означает «театральная кукла», «марионетка», даже в русском языке есть «пупс», обязанный своим происхождением немецкому названию куклы.

Средние века и Эпоха Возрождения
Дошедшие до нас все куклы-игрушки из Средних веков стилистически похожи. Они часто бесформенны, предельно аскетичны, ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печать суровости. Куклы-игрушки создавались мастерами-ремесленниками - столярами, кузнецами, плотниками (исключение составляли ржаные и пряничные куклы - творение пекарей и кондитеров), причем исключительно в домашних условиях, так как церковь долго не поощряла изготовление антропоморфных игрушек, считая их бесовскими порождениями и колдовскими атрибутами. Лишь в XIV веке набрала популярность идея использовать кукольные фигурки для визуализации сюжетов церковного писания, как в виде статичных композиций, так и в театральных постановках.

Подвижная, шарнирная кукла позднего европейского средневековья - марионетка уличного балагана. Я, кстати, не знала, что имя этой кукольной игрушке дано в честь девы Марии - первые сцены такого кукольного театра изображали, в основном, библейские сюжеты.

Так, начиная с XIV века, в Европе снова появляется кукольное производство. В Италии это куклы-марионетки, а во Франции стали изготавливать на заказ деревянных и тряпичных (реже глиняных) кукол, которых одевали в модные наряды, демонстрируя таким образом последние тенденции. Одновременно они исполняли роль игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли лишь немногие. Так в 1391 году супруга английского короля Ричарда II получила подобную куклу из Франции. Эта кукла нужна была ей для того, чтобы ознакомиться с модными новинками Парижа. А ещё сохранились сведения о том, что в 1396 году придворный портной французского короля Карла VI Роберт де Варенс составил расписку о получении 450 франков за то, что он пошил модный гардероб для куклы.

Судя по образцам европейской кукольной продукции XV-XVI вв., хранящимся в различных европейских музеях (называют музеи в Лондоне, в Берлине и в Праге, но я не смогла найти изображений этих кукол, чтобы показать), в основном изготовливались раскрашенные деревянные куклы - достаточно условные и примитивные. Запись в Зоннебергской летописи 1450 г. повествует о массовом производстве глиняных кукол. Есть свидетельства и о куклах с головами, вылепленными из воска, терракоты, алебастра. И если раньше формы передавались условно, а одежда лишь подразумевалась (выполнялась из того же материала, что и кукла, или рисовалась), то теперь ее делали отдельно, по подобию человеческой. По преданию, такой дорогой куклой играла Сьюзан, старшая дочь Шекспира.

В эпоху Возрождения репутация города игрушек закрепилась за немецким городом Нюрнберг. В Нюрнбергских летописях 1413-1465 гг. упоминаются имена кукольных мастеров Отто и Месса. Так что неудивительно появление именно там такого потрясающего образца кукольного искусства.



XVI век. Германия.
[О том, что это за кукла]Кукла состоит из 55 деревянных деталей. Пальчики на руках и ногах двигаются! Размер этой куклы почти такой же, как на фото (22, 5 см).



Правда, это не игрушка. Это реалистичный манекен человека, появление которого как-то связано с исследованиями Альбрехта Дюрера в области пропорций человеческой фигуры.




Существует аналогичный манекен мужской фигуры.




Если же говорить о массовом кукольном производстве, то его развитие и распространение связано в первую очередь с модной "индустрией". И в Англии, и во Франции, наиболее развитых на тот момент странах, начинают делать специальных кукол для демонстрации модных новинок.

Ещё в 1453 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам, увиденным на модных куклах. В конце XVI в. король Генрих IV приобрел для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли.



Модная кукла. 1600 г.

XVII - XVIII века
Во Франции, в 40-е годы XVII века, появились те куклы, от которых и пойдёт название "пандора". Пандорами их назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук из любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда. В конце-концов, что есть мода, как не сплошной соблазн? :) Это были восковые куклы в человеческий рост. По сути первые Пандоры были просто манекенами для демонстрации модной одежды.

Пандоры способствовали распространению вкусов законодателя мод - Парижа. Хотя в то время в Париже существовал журнал "Галантный Меркурий", который можно было сопоставить с современными журналами мод, его тираж был весьма мал, и основную роль по-прежнему играли куклы. Были сделаны две Пандоры: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов - для большого и малого выхода. Они практически в точности передавали пропорции и линии женского силуэта. К куклам-Пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-Пандоры путешествовали по всей Европе, а позже даже добрались до Америки с одной единственной целью - демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. Иногда - лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически.

Буквально все королевские дома Европы были обладателями модных кукол. В 1642 г. польская королева просит испанского курьера, отправлявшегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».

В 1703 г. в Париже создали знаменитую модную куклу La Poupee de la Rue Saint-Honore и шесть ее копий отослали по заказам самым богатым людям Европы. Одна из таких кукол выставлялась в Венеции для «публичного созерцания», а по поводу другой в одной из лондонских газет появилось объявление, что «на Кинг-стрит в Ковент-Гарден будет выставлена французская кукла, одетая по моде этого года».



Есть сведения, что в 1704 году, в самый разгар войны между Англией и Францией за испанское наследство, для провоза кукол-манекенов были остановлены военные действия, и один из французских генералов якобы написал: "Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам...  Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности".

В 1722 г. автор Коммерческого словаря Ж. Савари, давая определение слову «кукла», пишет: «Так называются в принципе все игрушки, произведенные фабрикантами игр, когда они имеют фигуру человека; эти игрушки находят большой спрос в Париже. Также термин обозначает те утонченно одетые и причесанные манекены, как мужские, так и женские, которые из Парижа отсылаются в иностранные государства, для того чтобы ознакомить их с модами французского двора, и даются в руки уже подросшим детям для их развлечения».



Постепенно среди дам высшего света хорошим тоном стало иметь пару таких элегантно одетых кукол, естественно, меньшего размера. Строго говоря, эти "пандоры" не всегда были полностью шарнирными куклами, но многие из них имели подвижные части рук и ног. В 17-18 веках куклы обычно делали либо целиком из дерева, либо для туловища и верхних частей рук и ног использовали кожу козленка. Видимые части - лицо, шею, кисти и икры - раскрашивали.

Образцом такой ранней куклы английского производства может служить "Old Pretender Doll" из The Victoria & Albert Museum в Лондоне (столь странное имя связано с личностью её владельца).






"Old Pretender Doll". Англия. 1680 г.
Английских кукол конца XVII века с подобными необычными пропорциями принято называть куклами "в стиле Вильяма Хиггса", по имени наиболее известного мастера того времени.



Знаменитая пара - "Lord and Lady Clapham dolls". Англия. 1690-1700 гг.



"Лорд Клэпхем" без одежды. Англия. 1690 г.
Подробно изучить модный гардероб лорда и леди Клэпхэм можно здесь.
В начале XVIII века их сменили так называемые "куклы королевы Анны", с более пропорциональным телосложением и более индивидуальными чертами лица. (Надо сказать, что они и раньше мне очень нравились, а теперь, после более глубокого изучения темы, я ими просто очарована :))







Вот они уже были полностью шарнирными.




[Ещё]

Англия, около 1760 г.



Англия. Середина XVIII в.


Шарнирными, но чуть более упрощенными, были и английские модные куклы конца XVIII века - "георгианские".



Подробнее об английских куклах XVII-XVIII веков можно почитать, например, здесь.
Интересно, что несмотря на то, что законодательницей и распространительницей мод в этой области считается Франция, изображения французских кукол XVIII века в сети найти непросто.

Этот манекен близок к первоначальным Пандорам:



Дерево. Франция. Около 1765 г. Рост: 175 см



Франция. XVIII в.









Северная Италия. XVIII в.
Добрались модные веяния и до России. Кукла большая пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне (супруге Павла I), хранится сейчас в Гатчинском дворце. На ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн - придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты.



Кукла - большая пандора императрицы Марии Федоровны
Великая Французская революция не слишком затронула судьбу французских модных кукол - скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было достаточно много в Англии.



Angelo comte de Courten (1848-1925), Италия
К XIX веку они начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать "английскую моду" в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того времени. Модные французские куклы открыли Америку, и теперь хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища. Хотя в Америке к тому времени уже существовала своя кукольная традиция.



Спрингфилд, Вермонт, США. 1800-е.

Дальше: Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 2 (окончание).

исследование, искусство, авторские куклы, интересное, история

Previous post Next post
Up