Реформа образования в Индии идёт полным ходом. У правительства много амбициозных планов. Например, довести долю студентов вузов среди молодёжи до 30 процентов к 2020 году, что потребует открытия 300 новых университетов и 12 тысяч колледжей. Борьбе с коррупцией в образовательной среде также уделяется особое внимание.
Министр образования Индии Капил Сибал
Сегодня индийская система высшего образования работает по принципам, заложенным ещё в 1956 году. Тогда правительство создало Комиссию по университетским грантам (UGC), которой поручило координацию вузов, сертификацию и поддержание стандартов образования, а также распределение госфинансирования. Кроме того, в 1987 году был создан Всеиндийский совет по техническому образованию (AICTE), который регулирует и финансирует вузы, специализирующиеся на технологиях и менеджменте.
Непосредственную аккредитацию образовательных программ проводят 11 подведомственных UGC тематических советов (стоматология, право и др.) и AICTE. Вузы, получившие аккредитацию, могут выдавать дипломы государственного образца. Есть дополнительные типы аккредитации, которые проводят специальные автономные организации при UGC и AICTE.
По разным подсчётам, в стране от 350 до 460 университетов и от 16 до 22 тысяч колледжей. Высшее образование получает 12,4 процента молодёжи 18-24 лет. Единого экзамена по типу ЕГЭ не существует.
Как и всё остальное в индийской бюрократии, высшее образование устроено чрезвычайно запутанно. Вот лишь некоторые типы вузов:
- центральные университеты, учреждаемые правительством республики. До недавнего времени их было 16, а в 2005-2009 годах стало 39. Как правило, это классические университеты, в том числе крупнейшие в стране, например Университет Дели. Формальным главой центральных университетов выступает премьер-министр, он же утверждает ректора.
- университеты штатов, созданные и поддерживаемые властями соответствующих штатов. Таких вузов около 200.
- условные университеты (“deemed universities”) - вузы различного происхождения, обычно частные, получившие соответствующий статус от Минобразования по рекомендации UGC и обладающие автономией в части содержания обучения, правил приёма и уровня оплаты. Их порядка 100.
- Индийские институты технологий (IIT) - 15-16 передовых инженерных вузов, половина из которых создана в 2008-2010 годах. Специальный экзамен для поступления в них ежегодно сдают 400 тысяч школьников, из них становятся студентами лишь 7 тысяч 500 человек. Множество выпускников работает вне страны.
- Национальные институты технологий (NIT) - 20 автономных технических университетов, аналогичных IIT. Ранее назывались Региональными инженерными колледжами, но получили более высокий статус в 2000-е годы.
Ещё есть Индийские институты менеджмента, науки, информатики и т.д., а также масса частных вузов. Как раз эта масса, разросшаяся в последние десятилетия и отчасти паразитирующая на стремлении индийцев дать детям хорошее образование, и составляет проблему для правительства.
UGC целиком финансирует центральные университеты, а также выделяет гранты университетам штатов и некоторым условным университетам (например, Институту Миссии Рамакришны). Университеты штатов и аффинированные с ними колледжи содержатся местными властями (механизм аффилиации позволяет колледжу выдавать диплом с грифом университета в обмен на контроль содержания образования).
Существующих вузов Индии не хватает, и власти постоянно открывают новые. Однако ресурсы государства ограничены, а спрос со стороны населения огромен. Его удовлетворяют частные университеты и колледжи, количество которых за последние 10-15 лет выросло в разы. Большинство этих вузов создано с преимущественно коммерческими целями, но при этом дать качественное образование не в состоянии - в стране дефицит преподавателей даже для элитных IIT и NIT.
Недавно правительство устами амбициозного министра образования Капила Сибала озвучило план довести долю студентов вузов среди молодёжи до 30 процентов к 2020 году, что потребует открытия 300 новых университетов и 12 тысяч новых колледжей. «У нас нет ресурсов такого масштаба. Но они доступны частному сектору. Там открываются колоссальные возможности», - заявил он.
Парадокс в том, что тот же Капил Сибал отзывается о нынешних частных вузах предельно жестко: «не должно быть образовательных учреждений ради прибыли». Большинство индийских вузов обязаны согласовывать с UGC размеры платы за обучение. Вдобавок Верховный суд в 2010 году постановил, что все учебные заведения обязаны инвестировать всю прибыль лишь в развитие.
На практике наблюдается обратная ситуация. Частные вузы всеми способами стремятся получить госаккредитацию и работать как фабрики дипломов. Многие, не имея аккредитации, обманом завладевают деньгами родителей. UGC регулярно публикует на своём сайте внушительные списки таких вузов. Но опасность исходит не только от обманщиков: в 2009 году индийским Центральным бюро расследований была раскрыта коррупционная сеть, пронизывающая сами UGC и AICTE. Полицейские выявили больше 40 случаев незаконного получения госаккредитации инженерными университетами и колледжами.
В скандале оказались замешаны не только чиновники, но и профессора-эксперты, в том числе из Индийских институтов технологий. Один из них «одобрил» работу инженерного колледжа, у которого вместо помещений было во владении лишь засеянное просом поле. Всего по делу проходят обвиняемыми более ста человек, а полицейские утверждают, что «картель взяточников» работал на всех уровнях аккредитации. Часть руководства AICTE и UGC уже арестована.
Другой скандал связан уже напрямую с министерством. Предшественник Сибала Арджун Сингх оказался замешан в сомнительной истории с присвоением статуса «условных университетов». Проведённая по решению Верховного суда экспертиза установила, что 44 из этих вузов не удовлетворяют даже «условному» университетскому статусу. Теперь им отведено три года на исправление недостатков, главный из которых - «нежелательная структура управления, в которой контроль принадлежит семьям и кланам, а не профессионалам из академической среды». Так же как и в России, аккредитованные вузовские шарлатаны в значительной степени сроднились с региональными администрациями, которые лоббируют их интересы наверху и препятствуют закрытию сомнительных учреждений.
Борьба с коррупцией строится Капилом Сибалом по нескольким направлениям. Он предлагает ликвидировать UGC и AICTE и упразднить статус «условных университетов». Кроме того, Сибал борется с министрами юстиции и здравоохранения за передачу всей полноты власти по аккредитации любых вузов новой Национальной комиссии по высшему образованию и исследованиям (NCHER). Сама комиссия будет независимой от Минобразования.
Ради безопасности система аккредитации перейдёт на электронный документооборот. Пакет из 45 документов будет загружаться вузом в три этапа через защищённый портал, а эксперта для выезда на объект будет выбирать компьютер. Всем вузам и студентам присвоят уникальные номера. При этом, как обещает Сибал, вузы получат больше автономии. Сейчас уровень их госфинансирования прямо зависит от выполнения жёстких требований UGC.
Выделением денег займётся другое, пока безымянное агентство, которому перейдут обязанности по финансированию центральных и прочих университетов, а также около 40 различных мелких образовательных грантовых программ UGC. Изначально планировалось распределять деньги через NCHER, но конференция ведущих ректоров настоятельно рекомендовала провести декаплинг финансирования и регуляции. Правительство прислушалось к ним, и впервые в истории индийской высшей школы эти функции будут разделены. Улучшится ли качество образования - покажет время.
по информации
strf.ru