(Untitled)

Aug 26, 2022 09:24

Мне вот любопытно, когда в литературе появляется понятие авторского мира как мира - локуса, который интересен сам по себе и может быть описан как таковой (условно говоря, возможно выделить некие реально действующие в нем "законы и обычаи"). Понятно, что любой мир художественного произведения по умолчанию авторский и даже при заявленном реализме ( Read more... )

литературоведение как наука о человеке

Leave a comment

Comments 26

kot_kam August 26 2022, 06:45:41 UTC
Про "Англию, у которой не было войны", немедленно вспоминаются детские рассказы Носова. Первый сборник для детей - 1945, второй - 1947. Война в текстах отсутствует, как класс, то есть если не знать, что действие большинства рассказов, по идее, происходит во время войны, даже в голову не придет.

Reply

tal_gilas August 26 2022, 07:12:28 UTC
Кстати, да. Хотя тут отдельно может быть специфика "детского мира".

Reply

kot_kam August 26 2022, 07:42:46 UTC
Это не специфика детского мира. Куча есть военной и послевоенной детской литературы, в которой война присутствует, хотя бы фоном. Носов же все-таки не для детсадовцев писал. Но у него ее просто нет.

Reply

tal_gilas August 26 2022, 08:01:41 UTC
Я имею в виду, "детского мира" у конкретного автора.

Reply


amarinn August 26 2022, 07:19:29 UTC
Мне кажется, оно всегда так работает с произведениями, которые авторские, а не народные. Мы читаем текст и попадаем "в голову автора", в его личный миф.
А с народными мы попадаем в миф народа - или еще глубже, в коллективное бессознательное, где один и тот же сюжет будет у всех народов в принципе, как "Мальчик с пальчик" или "Царевна-лягушка".
Точно так же, как мировоззрение автора организует вокруг него то, как автор живет, что видит, какие выборы делает - так же оно будет организовывать это и в тексте.

Reply

tal_gilas August 26 2022, 08:03:00 UTC
В голову автора - да, но можно ли говорить, скажем, о "мире Пушкина" так же, как о "мире Толкина"?

Reply

amarinn August 26 2022, 08:35:21 UTC
Мне кажется, да. Хотя Пушкин, мне кажется, ближе к Шерлоку Холмсу - не столько автора, сколько персонаж, который выпал из своего времени и существует в массовом сознании где-то прямо сейчас всегда. Вот "Пушкин с нами" Двоскиной именно такой проект.
Или вот буквально на днях у меня в ленте было прекрасное (ближе к концу поста, Пушкин и Дракот:)
https://silbern-drachen.livejournal.com/668204.html

Reply


loki_0 August 26 2022, 08:53:16 UTC
Тут же, наверное, как и с любым таким вопросом: если специально искать, то найдётся где угодно, хоть бы и в следовых количествах. Интереснее тот порог, начиная с которого это становится самоочевидным.
А так... Страна Кокань и полые холмы? Асфоделевые поля - и дальше, на всю глубину мифологии? Там только с авторством проблемы; если авторское, а не спекуляция на фольклоре - Толкин, как ни крутись.

Reply


istanaro August 26 2022, 11:45:07 UTC
Хм, может, "Питер Пэн" -- это уже опыт придумывания мира?

Reply

tal_gilas August 27 2022, 06:03:25 UTC
А здесь, пожалуй, вопрос, может ли этот мир существовать без главного героя или он "включается" только вокруг Питера.

Reply

istanaro August 27 2022, 11:34:32 UTC
А это хороший критерий. Можно ли гипотетически написать предысторию этого мира, например.

Reply

deadkittten August 30 2022, 05:54:23 UTC
Мир Питера Пена действительно "включается" только вокруг Питера (скорее всего, в отсутствие Питера он вообще не существует), а вот, кстати, Англия Мэрри Поппинс как раз существует вне её; она только показывает её детям.

Reply


mme_n_b August 26 2022, 16:17:32 UTC
Ерм - Берти был парашютистом во (presumably) Вторую, а Дживс dabbed to a certain extent в Первую Мировую.

Reply

tal_gilas August 27 2022, 05:56:26 UTC
Про Берти, кажется, все-таки нигде не упоминается (и для участия во Второй мировой он бы, пожалуй, уже вышел по возрасту), а про Дживса да, это вообще единственное упоминание, насколько я помню.

Reply

mme_n_b August 27 2022, 06:42:38 UTC
Мне помнится, что да, но false memory is a thing. Возраста же у Берти нет.

Reply


Leave a comment

Up